1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к
профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО)
посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в
которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или
менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставник – это человек,
который передает опыт и навыки.
1.2. Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом
№
273-Ф3
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
ФГОС
ДО,
профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 № 544н), «Педагог-дефектолог»
(приказ от 15.09.2016), «Педагог-психолог» (приказ от 24.07.2015) и настоящим
положением.
1.3.
Основными
принципами
наставничества
являются
открытость,
компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива
ДОО.
1.5. Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной
деятельности ДОО.
1.6. Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия
нового положения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их
профессиональном становлении и создание условий для максимально быстрого
включения в образовательный процесс ДОО.
2.2. Основные задачи:
обеспечить управленческие, методические, информационные и другие
условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс
следующих категорий педагогов:
молодых специалистов;
педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО;
педагогов ДОО, которые вступают в новую должность;
ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО,
педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО, особенностями
контингента воспитанников;
совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы
опытных педагогов ДОО;
учить
использовать
ИКТ
в
образовательной
работе
с
детьми
и
взаимодействии с родителями;
учить использовать профессиональные сайты для самообразования и
передачи педагогического опыта.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Педагоги-наставники в соответствии с задачами:
изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их
проблемы и трудности;
проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества,
профессиональный уровень, интересы;
организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция,
семинар-практикум, контроль и экспертная оценка заместителя заведующего по
ВМР; моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи собственных
занятий и занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их
анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии,
психологические тренинги, консультации.
3.2. Наставничество организуется по плану – составной части годового плана
методической работы.
3.3. Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа
заведующего.
3.4.
Деятельностью
наставников
руководят
заведующий
и
заместитель
заведующего по ВМР.
3.5. Заведующий и заместитель заведующего по ВМР выбирают наставников по
следующим критериям:
критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм,
причем
уровень
знаний
наставника
должен
значительно
превосходить
должностные компетенции его подопечных;
критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт
новичкам;
критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как
дополнительная нагрузка;
критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен
быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;
критерий 5 – ответственность и организованность.
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
3.7. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
3.8. Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по
рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием
срока наставничества – 1 год.
3.9. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного педагога или наставника;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.10.
За
работу с
подшефными
педагогами
наставникам
предусмотрено
вознаграждение:
материальное (стимулирующие выплаты, премии);
нематериальные;
участие в конкурсе на лучшего наставника;
включение в кадровый резерв на руководящие позиции;
публичное признание заслуг наставника;
награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного
самоуправления – Совет наставников.
4. ПРАВА НАСТАВНИКА
4.1. Наставник имеет право:
самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;
привлекать к проведению обучения подшефных педагогов руководителей
кафедр, психологов, социального педагога и других педагогический работников
ДОО, готовых транслировать свой опыт работы, занятия проводят воспитатели с
первой и высшей категорией;
обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной,
статистической, научно-методической документации;
оценивать результаты работы подшефных педагогов;
представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты
работы;
выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать
транслировать его в ДОО;
организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.
5. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие
проблемы,
ранжировать
их
по
степени
значимости
для
обеспечения
качественного образовательного процесса;
обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи,
обучать в различных формах;
диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально
обсуждать их работу;
соблюдать педагогическую этику.
5.2. Наставник несет ответственность:
за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий;
степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов;
улучшение
организуют;
качества
образовательной
деятельности,
которую
они
уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики
ДОО и требований ФГОС;
этичное взаимодействие с подшефными педагогами.
6. ПРАВА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
6.1. Молодой педагог имеет право:
вносить
на
рассмотрение
администрации
ДОО
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать свою профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя в случае
дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики;
требовать
конфиденциальности
дисциплинарного
расследования,
за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.
7.
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
7.1.
Молодой педагог обязан:
изучать законодательные и нормативные акты, а также локальные акты,
регламентирующие дошкольное образование и определяющие деятельность
педагога, особенности работы ДОО и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у педагога-наставника передовым методам и формам работы,
конструктивно строить свои взаимоотношения с ним;
повышать свой общеобразовательный и культурный уровень;
раз в три месяца отчитываться по своей работе перед педагогом-наставником
и заместителем заведующего по ВМР.
8.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАСТАВНИКОВ (ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО)
8.1. Заседания наставников оформляются протоколом. Протокол подписывают
заместитель заведующего по ВМР – председатель собрания наставников и
секретарь.
8.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
8.3. Отчет о работе наставников за учебный год в письменном виде предоставляет
заместитель заведующего по ВМР на итоговом заседании педагогического совета.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения
педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО.
После издается приказ о закреплении наставников.
9.2. Изменения вносятся в положение не реже одного раза в 5 лет и утверждаются
приказом заведующего ДОО.