положение о наставничестве

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к
профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО)
посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в
которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или
менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставник – это человек,
который передает опыт и навыки.
1.2. Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом
№

273-Ф3

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

ФГОС

ДО,

профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 № 544н), «Педагог-дефектолог»
(приказ от 15.09.2016), «Педагог-психолог» (приказ от 24.07.2015) и настоящим
положением.
1.3.

Основными

принципами

наставничества

являются

открытость,

компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива
ДОО.
1.5. Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной
деятельности ДОО.
1.6. Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия
нового положения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их
профессиональном становлении и создание условий для максимально быстрого
включения в образовательный процесс ДОО.
2.2. Основные задачи:


обеспечить управленческие, методические, информационные и другие

условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс
следующих категорий педагогов:


молодых специалистов;



педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО;



педагогов ДОО, которые вступают в новую должность;



ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО,

педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО, особенностями
контингента воспитанников;


совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы

опытных педагогов ДОО;


учить

использовать

ИКТ

в

образовательной

работе

с

детьми

и

взаимодействии с родителями;


учить использовать профессиональные сайты для самообразования и

передачи педагогического опыта.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Педагоги-наставники в соответствии с задачами:


изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их

проблемы и трудности;


проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества,

профессиональный уровень, интересы;


организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция,

семинар-практикум, контроль и экспертная оценка заместителя заведующего по
ВМР; моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи собственных
занятий и занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их
анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии,
психологические тренинги, консультации.
3.2. Наставничество организуется по плану – составной части годового плана
методической работы.
3.3. Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа
заведующего.
3.4.

Деятельностью

наставников

руководят

заведующий

и

заместитель

заведующего по ВМР.
3.5. Заведующий и заместитель заведующего по ВМР выбирают наставников по
следующим критериям:



критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм,

причем

уровень

знаний

наставника

должен

значительно

превосходить

должностные компетенции его подопечных;


критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт

новичкам;


критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как

дополнительная нагрузка;


критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен

быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;


критерий 5 – ответственность и организованность.

3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
3.7. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
3.8. Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по
рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием
срока наставничества – 1 год.
3.9. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях:


увольнения наставника;



перевода на другую работу подшефного педагога или наставника;



привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;



психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.10.

За

работу с

подшефными

педагогами

наставникам

предусмотрено

вознаграждение:


материальное (стимулирующие выплаты, премии);



нематериальные;



участие в конкурсе на лучшего наставника;



включение в кадровый резерв на руководящие позиции;



публичное признание заслуг наставника;



награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня.

3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного
самоуправления – Совет наставников.

4. ПРАВА НАСТАВНИКА
4.1. Наставник имеет право:


самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;



привлекать к проведению обучения подшефных педагогов руководителей

кафедр, психологов, социального педагога и других педагогический работников
ДОО, готовых транслировать свой опыт работы, занятия проводят воспитатели с
первой и высшей категорией;


обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной,

статистической, научно-методической документации;


оценивать результаты работы подшефных педагогов;



представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты

работы;


выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать

транслировать его в ДОО;


организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.

5. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:


изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие
проблемы,

ранжировать

их

по

степени

значимости

для

обеспечения

качественного образовательного процесса;


обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи,
обучать в различных формах;



диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально
обсуждать их работу;



соблюдать педагогическую этику.

5.2. Наставник несет ответственность:


за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий;



степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов;



улучшение

организуют;

качества

образовательной

деятельности,

которую

они



уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики

ДОО и требований ФГОС;


этичное взаимодействие с подшефными педагогами.

6. ПРАВА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
6.1. Молодой педагог имеет право:


вносить

на

рассмотрение

администрации

ДОО

предложения

по

совершенствованию работы, связанной с наставничеством;


защищать свою профессиональную честь и достоинство;



знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его

работы, давать по ним объяснения;


посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической

деятельностью;


повышать квалификацию удобным для себя способом;



защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя в случае

дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики;


требовать

конфиденциальности

дисциплинарного

расследования,

за

исключением случаев, предусмотренных законодательством.
7.

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

7.1.

Молодой педагог обязан:



изучать законодательные и нормативные акты, а также локальные акты,

регламентирующие дошкольное образование и определяющие деятельность
педагога, особенности работы ДОО и функциональные обязанности по занимаемой
должности;


выполнять план профессионального становления в установленные сроки;



постоянно работать над повышением профессионального мастерства,

овладевать практическими навыками по занимаемой должности;


учиться у педагога-наставника передовым методам и формам работы,

конструктивно строить свои взаимоотношения с ним;


повышать свой общеобразовательный и культурный уровень;



раз в три месяца отчитываться по своей работе перед педагогом-наставником

и заместителем заведующего по ВМР.
8.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАСТАВНИКОВ (ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО)
8.1. Заседания наставников оформляются протоколом. Протокол подписывают
заместитель заведующего по ВМР – председатель собрания наставников и
секретарь.
8.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
8.3. Отчет о работе наставников за учебный год в письменном виде предоставляет
заместитель заведующего по ВМР на итоговом заседании педагогического совета.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения
педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО.
После издается приказ о закреплении наставников.
9.2. Изменения вносятся в положение не реже одного раза в 5 лет и утверждаются
приказом заведующего ДОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».