В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование признано первым уровнем системы общего
образования и его качество в большей степени обеспечивает качество последующих уровней.
Качество дошкольного образования определяется как соответствие системы
дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов
ожиданиям и требованиям государства, общества и различных групп потребителей: детей,
родителей, педагогов ДОО, учителей начальной школы.
Оценка качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с
законодательно закрепленной ответственностью за предоставление доступного качественного
дошкольного образования:
- на уровне региона
- на уровне муниципалитета
- на уровне отдельной дошкольной образовательной организации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» относит к
компетенции образовательной организации наличие и функционирование внутренней
системы оценки качества образования (ВСОКО). Данный нормативно-правовой посыл
означает, что каждая ДОО разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и
утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет
комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.
При проектировании и реализации внутренней системы оценки качества образования
ДОУ руководствуется следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (зарегистрировано Минюстом РФ 02.11.2022г. рег. №70809 в редакции от
29.12.2022г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2022г. №874 «Порядок разработки и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ»
(зарегистрировано Минюстом РФ 02.11.2022г. рег.№70809);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении ФГОС ДО» (зарегистрировано Минюстом РФ 14.11.2013г. №30384 в ред.
от 21.01.2019г.)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022г. №1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы
образования» от 05.08.2013 г. № 662;
- Приказ
Минобрнауки
России
«Об
утверждении
Порядка
проведении
самообследования в образовательной организации» от 14.06.2013 г. № 462;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 г.
№1324;
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность» от 05.12.2014 г. № 1547;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (действуют до 01.03.2027г.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 №32
«Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения».
- Приказ ДО ЯО «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества
дошкольного образования в Ярославской области» от 22.07.2021 № 236/0103
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО) и Федеральная образовательная программа (ФОП ДО) являются
основными критериями оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
-
Внутренняя система оценки качества образования
Оценочный понятийный аппарат:
- контроль - процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних
условий функционирования и развития ДОО, несущих в себе угрозу для реализации
спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого,
процесс оценки работы ДОО, а также выявления необходимости и организации
осуществления ее коррекции;
- измерение - оценка уровня образовательных достижений, содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам;
- мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих
количественно-качественные изменения качества образования, которого результатом
является установление степени соответствия образовательных измеряемых
результатов, условий их достижения и
обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и
локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
- экспресс-экспертиза - изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности, с минимальной временной
реализацией.
Цель ВСОКО:
- получение информации о состоянии качества образования в ДОО;
- формирование информационной основы принятия управленческих решений.
Задачи ВСОКО:
- обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования;
- определение качества образовательных программ;
- определение качества образовательных условий;
- определение качества результатов освоения образовательной
- программы;
- оценка состояния и эффективности деятельности ДОО;
-
повышение квалификации педагогов в области оценки качества образования, анализа
и использования результатов оценочных процедур;
обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества
образования;
обеспечение руководителя ДОО аналитической информацией, необходимой для
принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОО.
Принципы ВСОКО:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной
и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- инструментальности и технологичности используемых показателей;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей
и взаимозависимостей;
- рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели;
- минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах
реализации основных направлений оценивания с муниципальными, региональными
аналогами;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в ДОУ.
Объекты оценки в системе дошкольного образования:
Требования ФГОС ДО
Факторы образовательного процесса
требованиях к структуре ОП ДО
и их объему
качество содержания и организации
образовательной деятельности
требованиях
к
условиям
реализации ОП ДО
качество условий, обеспечивающих
образовательную деятельность
качество результатов
требованиях к результатам
образовательной деятельности
освоения ОП ДО
Этапы ВСОКО:
1. Нормативно-установочный этап:
- изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;
- подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОУ;
- определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария
ВСОКО;
- определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут
осуществлять оценку качества образования.
Ф=
2. Информационно-диагностический этап:
- сбор информации с помощью подобранных методик.
3. Аналитический этап:
- анализ полученных результатов;
- сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин
отклонения, оценка рисков.
4. Итогово-прогностический этап:
- предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива,
родительской общественности;
- разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ.
Источники данных ВСОКО:
- контроль;
- мониторинг;
- самообследование,
- экспертные оценивания;
- анкетирование;
- социологический опрос;
- статистическая отчетность;
- другие диагностические материалы.
Организационная структура ВСОКО:
- Администрация ДОУ,
- Педагогический совет,
- Группа мониторинга ДОУ (временные структуры - рабочие группы педагогов,
комиссии и др.).
Локальные нормативные акты ВСОКО:
1. Положение о внутренней системе оценки качества образования ДОУ (регламентирует
данную деятельность и определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки
качества образования в ДОУ, направления оценки качества образования,
организационную и функциональную структуру ВСОКО).
2. Программа внутренней системы оценки качества образования ДОУ (определяет
технологию проведения внутренней оценки качества образования, показатели и критерии
оценки всех направлений).
3. Приложения к Программе внутренней системы оценки качества образования ДОУ
(представлены разработанные таблицы анализа всех направлений оценки качества
образования в ДОУ).
4. Годовая циклограмма внутренней системы оценки качества образования ДОУ
(определены направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные
исполнители).
5. Приказы руководителя ДОУ.
Предмет ВСОКО:
Деятельность, основанная на систематическом анализе образовательной деятельности:
- качества содержания и организации;
-
качества обеспечивающих условий;
качества результатов.
1. Качество содержания и организации образовательной деятельности
В процессе оценки качества содержания и организации образовательной деятельности
проводится анализ:
- качества основной образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО),
адаптированных ОП ДО;
- качества дополнительных общеразвивающих программ;
- качества образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной
детской деятельности);
- качества взаимодействия участников образовательных отношений.
2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Оценка качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность, включает в себя
анализ:
- качества финансовых условий;
- качества материально-технических условий;
- качества психолого-педагогических условий;
- качества кадровых условий;
- качества развивающей предметно-пространственной среды.
3. Качество результатов образовательной деятельности
В процессе оценки качества результатов образовательной деятельности выявляется:
- качество (динамика) освоения детьми содержания ОП ДО, АОП ДО, дополнительных
общеразвивающих программ;
- достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
- динамика здоровья обучающихся;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством
образовательных результатов.
Основные результаты реализации ВСОКО:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в ДОУ;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.
Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом
совете в конце учебного года.
Аналитические данные ВСОКО являются документальной основой для разработки:
- Программы развития ДОУ;
- Ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ;
- Образовательных и адаптированных программ дошкольного образования;
- Планирования деятельности на новый учебный год.
Инструментарий проведения процедуры ВСОКО
Оценка качества основной образовательной программы дошкольного образования
(ОП ДО)
Показатели соответствия ОП ДО требованиям Критерии оценки соответствия ОП ДО
ФГОС ДО и ФОП
требованиям ФГОС ДО и ФОП
- наличие ОП ДО,
- наличие/отсутствие основной
- структурные компоненты ОП ДО;
образовательной программы дошкольного
образования,
- учет возрастных и индивидуальных
особенностей детского контингента;
- наличие обязательной части ОП ДО и
- учет потребностей и возможностей всех
части, формируемой участниками
участников образовательных отношений в
образовательных отношений в целевом,
процессе определения целей, содержания и
содержательном и организационном разделе
организационных форм работы.
(да/нет);
- соответствие целевого, содержательного и
организационного компонента ОП ДО
возрастных и индивидуальных
особенностей детского контингента
(да/нет);
- целевая направленность, содержательный
и организационный компонент ОП ДО в
части, формируемой участниками
образовательных отношений (да/нет);
- целевая направленность, содержательный
и организационный компонент ОП ДО в
части, формируемой участниками
образовательных
отношений, разработаны в соответствии со
спецификой национальных,
социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная
деятельность (да/нет);
- целевая направленность, содержательный
и организационный компонент ОП ДО
разработаны на основе учета потребностей и
возможностей всех участников
образовательных отношений (да/нет).
Оценка качества адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования (АОП ДО)
- наличие АОП;
- структурные компоненты АОП;
- наличие/отсутствие адаптированных
- учет возрастных и индивидуальных
образовательных программ дошкольного
особенностей детского контингента;
образования для детей с ОВЗ (по каждой
- учет соответствия АОП рекомендациям
нозологии);
ПМПК в процессе определения целей,
- соответствие целевого, содержательного и
содержания и организационных форм работы.
организационного компонента АОП
возрастным и индивидуальным
особенностям детского контингента с ОВЗ
(да/нет);
- соответствие целевого, содержательного и
организационного компонента АОП
рекомендациям ПМПК (да/нет);
- целевая направленность, содержательный
и организационный компонент АОП ДО
разработаны на основе учета потребностей и
возможностей всех участников
образовательных отношений (да/нет).
Оценка качества дополнительной основной образовательной программы
дошкольного образования (ДООП)
- наличие ДООП,
- структурные компоненты ДООП;
- учет потребностей и возможностей всех
- наличие ДООП;
- соответствие структуры и разделов
- характер взаимодействия сотрудников с
- сотрудники создают условия для развития
программы требованиям;
- целевая направленность, содержательный
и организационный компонент ДООП
разработаны на основе учета потребностей и
возможностей всех участников
образовательных отношений (да/нет).
Оценка качества психолого-педагогических условий
участников образовательных отношений в
процессе определения целей, содержания и
организационных форм работы.
- учет индивидуальных особенностей детей с
ООП;
детьми и родителями воспитанников;
- наличие возможностей для социальноличностного развития ребенка в процессе
организации различных видов детской
у детей положительного самоощущения,
уверенности в себе, чувства собственного
достоинства;
- сотрудники создают условия для
деятельности;
- наличие возможностей для развития игровой
деятельности;
формирования у детей положительного
- наличие возможностей для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации отношения к другим людям;
- сотрудники создают условия для развития
(для детей с ОВЗ, в том числе посредством
у детей
организации инклюзивного образования);
инициативности, самостоятельности,
- наличие возможностей для вариативного
развивающего дошкольного образования. ответственности;
- взрослые создают условия для развития
сотрудничества между детьми
- педагоги приобщают детей к
нравственным ценностям;
- взрослые способствуют формированию у
детей положительного отношения к труду;
- взрослые создают предпосылки для
развития у детей гражданского
самосознания;
- педагоги создают условия для
формирования у детей навыков безопасного
поведения;
- сотрудники создают условия для развития
у детей положительного самоощущения,
уверенности в себе, чувства собственного
достоинства;
- сотрудники создают условия для
формирования у детей положительного
отношения к другим людям;
- сотрудники создают условия для развития
у детей
инициативности, самостоятельности,
ответственности;
- взрослые создают условия для развития
сотрудничества между детьми
- условия организации физического развития
- педагоги способствуют становлению у
детей ценностей здорового образа жизни;
- педагоги создают условия для различных
видов двигательной активности детей;
- в ходе организованных физкультурных
занятий и свободной физической активности
детей педагоги реализуют индивидуальный
подход;
- педагоги создают условия для творческого
самовыражения детей в процессе
физической активности;
- проводится работа по профилактике и
снижению заболеваемости детей
(используются различные виды
закаливания, дыхательная гимнастика,
воздушные и солнечные ванны,
витаминотерапия, фитотерапия,
самомассаж, корригирующая гимнастика и
т.п.; ведется систематическая работа с часто
и длительно болеющими детьми.
Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды
- насыщенность предметнопространственной
среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность игровых материалов;
- вариативность
предметно
пространственной среды;
- доступность
предметно - организация среды в ДОУ обеспечивает
реализацию ОП ДО;
пространственной среды;
- безопасность
предметно - развивающая предметнопространственная
пространственной среды.
среда МДОУ соответствует возрасту детей;
- в МДОУ обеспечена доступность
предметно-пространственной среды для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов;
- предметно-пространственная среда МДОУ
обеспечивает условия для физического
развития, охраны и укрепления здоровья,
коррекции недостатков развития детей;
- предметно-пространственная среда в
МДОУ обеспечивает условия для
эмоционального благополучия и
личностного развития детей (имеются
индивидуальные шкафчики для одежды,
личных вещей, игрушек детей; оборудованы
уголки уединения и уютные зоны отдыха;
экспонируются фотографии ребенка и его
семьи; в групповых и других помещениях,
на лестничных пролетах, в проходах, холлах
организованы выставки с поделками детей и
пр.);
- предметно-пространственная
среда обеспечивает условия для развития
игровой деятельности детей;
- предметно-пространственная среда
обеспечивает условия для познавательного
развития детей (выделены помещения или
зоны, оснащенные оборудованием,
приборами и материалами для разных видов
познавательной деятельности детей книжный уголок, библиотека, огород на
подоконнике, и др.);
- предметно-пространственная среда МДОУ
обеспечивает условия для
художественно-эстетического развития
детей (помещения МДОУ и участок
оформлены с художественным вкусом;
выделены помещения или зоны,
оснащенные оборудованием и материалами
для изобразительной, музыкальной,
театрализованной деятельности детей);
- предметно-пространственная
развивающая среда МДОУ является
трансформируемой т.е. может меняться в
зависимости от образовательной ситуации, в
том числе, от меняющихся интересов и
возможностей детей;
- предметно пространственная развивающая
среда
является полифункциональной;
- предметно пространственная развивающая
среда
является вариативной;
- в МДОУ созданы условия для
информатизации образовательного процесса
(для демонстрации детям познавательных,
художественных, мультипликационных
фильмов, литературных, музыкальных
произведений и др.; для поиска в
информационной среде материалов,
обеспечивающих реализацию ОП ДО; для
предоставления информации о Программе
семье, всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную
деятельность, а также широкой
общественности; для обсуждения с
родителями детей вопросов, связанных с
реализацией Программы и т.п.)
- предметно-пространственная среда МДОУ
и ее элементы соответствуют требованиям
по обеспечению надежности и
безопасности.
Оценка кадровых условий реализации ОП ДО
- квалификации педагогических работников и - соответствие квалификации
учебно-вспомогательного персонала;
педагогических работников требованиям,
- должностной состав педагогов;
установленным в Едином
- количественный состав;
квалификационном справочнике
- компетенции педагогических работников. должностей руководителей, специалистов и
служащих;
- соответствие квалификации учебновспомогательного персонала требованиям,
установленным в Едином
квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и
служащих;
- соответствие должностей педагогических
работников содержанию ОП ДО профильная направленность квалификации
педагогических работников в соответствии с
занимающей должностью;
- отсутствие вакансий;
- способность педагогических работников
обеспечивать эмоциональное благополучие
детей;
- способность педагогических работников
обеспечивать индивидуальности и
инициативы детей;
- способность педагогических работников
устанавливать взаимодействия в разных
ситуациях;
- способность педагогических работников к
построению вариативного образования,
ориентированного на индивидуальные
особенности развития детей;
- способность педагогических работников к
конструктивному взаимодействию с
родителями воспитанников
Оценка материально-технических условий реализации ОП ДО
- средства обучения и воспитания детей;
- учебно-методическое обеспечение ОП ДО;
- материально-техническое обеспечение ОП
- соответствие средств обучения и
ДО;
воспитания возрастным и индивидуальным
- предметно-пространственная среда.
особенностям развития детей;
- обеспеченность ОП ДО учебнометодическими комплектами,
оборудованием, специальным оснащением;
- соответствие материально-технических
условий требованиям пожарной
безопасности;
- соответствие материально-технических
условий требованиям СанПиН;
- соответствие
предметно-пространственной среды
содержанию ОП ДО.
Оценка финансовых условий реализации ОП ДО
- фактические финансовые затраты
- фактический объем расходов на реализацию совпадают с запланированными затратами
ОП ДО;
- структура и объем расходов на реализацию
ОП ДО по факту;
- дополнительные расходы в связи с
вариативностью расходов в связи со
спецификой контингента детей;
- объем привлечения финансов на реализацию
ОП ДО
Качество образовательной деятельности по реализации ОП ДО
- доля проявления признака (процентное
соотношение);
- оценка качества реализации программного - наличие/отсутствие факта,
обеспечения в МДОУ;
подтверждающего его проявление в
- оценка качества с позиции открытости и
процессе реализации образовательной
доступности информации об образовательной деятельности в образовательной
деятельности в организациях, реализующих организации.
программы дошкольного образования;
- оценка качества с позиции комфортности
условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность в организациях,
реализующих программы дошкольного
образования;
- оценка качества с позиции проявления
доброжелательности, вежливости и
компетентности работников организаций, в
которых реализуются программы
дошкольного образования;
- оценка качества с позиции
удовлетворенности качеством
образовательной деятельностью со стороны
получателей образовательных услуг в
организация, реализующих программы
дошкольного образования.
Вариативные показатели внутренней оценки качества дошкольного образования
- личностные результаты развития детей
(включая показатели социализации и
адаптации);
- здоровье детей (динамика);
- достижения детей на конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах;
- сформированность у выпускников
предпосылок УУД.
- удовлетворѐнность родителей качеством
образования и воспитания детей;
- качество сформировано
- качество находится в стадии
формирования
- качество не сформировано
- индекс здоровья
- количество пропущенных дней одним
ребенком
- количество заболеваний
-результаты участия в конкурсах разного
уровня
-анкетирование родителей
В Программе внутренней системы оценки качества образования представлены
показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней системы оценки качества
образования, технология проведения оценки качества образования.
Критерии, по которым оцениваются основные направления качества образования
определяются бальной системой от 0 до 3 баллов, где:
— 0 - показатель не представлен;
— 1 - соответствует в меньшей степени;
— 2 - соответствует в большей степени;
— 3 - соответствует в полном объеме.
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества.
Аналитический отчет по итогам проведения ВСОКО оформляется в схемах, графиках,
таблицах, диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих
констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с
указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
1. Процедура оценки качества психолого-педагогических условий в МБ ДОУ
Процедура оценки психолого-педагогических условий для реализации основной
образовательной программы дошкольного образования включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в ДОУ со стороны
педагогических работников;
- фиксация результатов наблюдений в оценочных листах с уточнением степени проявления
наблюдаемых явлений (балльная оценка);
- наблюдение за процессом взаимодействия всех участников образовательных отношений.
2. Процедура
оценки
качества
организации
развивающей
предметно-пространственной среды в МБ ДОУ
Процедура оценки предметно-пространственной развивающей среды реализации основной
образовательной программы дошкольного образования включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в ДОУ со стороны
педагогических работников;
- мониторинг качества организации развивающей предметно-пространственной среды (с
фиксацией изменений в баллах).
3. Процедура оценки кадровых условий реализации ОП ДО
Процедура оценка кадровых условий для реализации основной образовательной программы
дошкольного образования Учреждения включает:
- мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
- мониторинг уровня квалификации учебно-вспомогательного персонала;
- мониторинг проявления профессиональных компетенций сотрудников в процессе
реализации задач ОП ДО.
Результаты внутренней оценки кадровых условий реализации ОП ДО фиксируются в
оценочных листах.
4. Процедура оценки материально-технического обеспечения ОП
Процедура оценки материально-технических условий для реализации ОП ДО включает:
- мониторинг средства обучения и воспитания детей;
- мониторинг учебно-методического обеспечения ОП ДО;
- мониторинг материально-технического обеспечения ОП ДО.
Результаты внутренней оценки материально-технических условий реализации ООП ДО
фиксируются в оценочных листах.
5. Процедура оценки финансового обеспечения ОП ДО
Процедура оценки финансового обеспечения ОП ДО включает:
- мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию ОП ДО;
- мониторинг привлечения финансов на реализацию ОП ДО;
- Результаты внутренней оценки финансового обеспечения ОП ДО фиксируются в
оценочных листах.
6. Оценка качества образовательной деятельности образовательной организации,
реализующих программы дошкольного образования.
Процедура оценки качества образовательной деятельности МБ ДОУ, реализующей
программы дошкольного образования включает:
- мониторинг качества реализации образовательной деятельности в МБ ДОУ,
реализующей программы дошкольного образования.
Результаты оценки качества образовательной деятельности МБ ДОУ, реализующей
программы дошкольного образования фиксируются в оценочных листах.
7. Вариативные показатели внутренней оценки качества дошкольного образования
(показателей качества дошкольного образования, отражающие целевые,
содержательные и организационные компоненты ОП ДО).
Показатели качества образовательных результатов не приравниваются к целевым ориентирам
дошкольного образования:
- личностные результаты (включая показатели социализации и адаптации);
- здоровье детей (динамика);
- достижения детей на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
- удовлетворѐнность родителей качеством образовательно-воспитательной работы ДОУ;
- сформированность предпосылок УУД.
Показатели и критерии качества образовательных результатов не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Организационная и функциональная структура ВСОКО
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию,
методическую службу в МБ ДОУ, педагогический совет, временные консилиумы
(педагогический консилиум, творческие группы и т.д.).
Администрация:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и
приложений к ним, утверждает приказом заведующей и контролирует их выполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование
системы оценки качества образования в ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МБ ДОУ контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований
по вопросам качества образования;
- организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку,
хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне МБ ДОУ;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников МБ ДОУ по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования; формирует
информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования
(анализ работы МДОУ за учебный год, публичный доклад и т.д.);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
Методическая служба:
- участвует в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МБ ДОУ;
- участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов;
- содействует проведению подготовки работников МБ ДОУ по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов образования и формируют
предложения по их совершенствованию;
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне МБ ДОУ. Педагогический совет:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в
МБ ДОУ;
-
принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования в МБ ДОУ;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы дошкольного образования;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательного процесса в МБ ДОУ;
принимает участие в оценке качества и результативности труда работников МБ ДОУ;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в МДОУ.
Приложение 1
Карта оценки РППС
№
Баллы: 0 - не соответствует, 1 - частично соответствует, 2 - полностью соответствует
Показатели/индикаторы
Результаты
Баллы
самообследования
эксперта
Баллы от 0 до 2
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее содержательной насыщенности
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Организация образовательного пространства
соответствует возрастным возможностям детей
(приложение 1), соответствует особенностям каждого
возрастного этапа:
в помещениях образовательной организации находится
мебель, по размеру и функциональному назначению
подобранная в соответствии с возрастом детей;
в помещениях образовательной организации выделены
функциональные зоны (пространства) в зависимости от
образовательных, психологических, физиологических
потребностей детей разного возраста;
все доступные детям помещения образовательной
организации, включая коридоры и лестницы,
используются для развития детей (оформляются детскими
рисунками; на стенах, на полу,
на ступенях размещаются надписи, схемы, буквы, цифры и
т. п.)
Организация образовательного пространства
соответствует содержанию ОП ДО
В организации образовательного пространства
учитывается целостность образовательного процесса в
образовательной организации, в заданных
образовательных областях: социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно эстетической,
физической
Образовательное пространство оснащено игровыми
средствами обучения в соответствии со спецификой ОП
ДО
Образовательное пространство оснащено спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем в
соответствии со спецификой ОП ДО
В образовательном пространстве учитывается реализация
различных образовательных программ (дополнительных,
авторских, парциальных)
В образовательном пространстве учитываются
национально-культурные условия, в которых
осуществляется образовательная деятельность
В образовательном пространстве учитываются
климатические условия, в которых осуществляется
образовательная деятельность
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании и на участке) для детей младенческого и раннего
возраста предоставляет необходимые и достаточные
возможности для движения с разными материалами
1.9
1.10
1.11
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании и на участке) для детей младенческого и раннего
возраста предоставляет необходимые и достаточные
возможности для предметной и игровой деятельности с
разными материалами
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании и на участке) обеспечивает игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой)
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества РППС, касающиеся
трансформируемости пространства
2.1
Организация пространства
и расположение материалов обеспечивает возможность
изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации
2.2
Организация пространства
и расположение материалов обеспечивает возможность
изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от меняющихся интересов, мотивов и
возможностей детей
2.3
В организации пространства группы используется
разновеликая, но преимущественно достаточно низкая (по
высоте), открытая (без стекол и задних стенок) мебель
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающийся полифункциональности материалов
3.1
Наличие в организации пространства группы и
расположении материалов, различных составляющих
предметной среды (детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм и т. д.) для разнообразного использования
в разных видах детской активности
3.2
Наличие в организации пространства
полифункциональных предметов и материалов, не
обладающих жестко закрепленным способом
употребления (есть возможность перенести (перевезти),
переставить)
Наличие в организации пространства природных,
бросовых материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре)
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
В организации пространства отражена мобильность
средового окружения, позволяющая обеспечить новизну и
сложность предметно-пространственной среды
Полифункциональный характер организации предметного
окружения обеспечивает стимулирование творческого
поведения, побуждающего фантазию ребенка, поставляет
множество элементов для работы воображения,
продуктивной активности
В организации пространства детям обеспечена
возможность практического участия в преобразовании
предметной среды, основанного на приобщении детей к
выразительным средствам оформительского искусства как
условия формирования творческой активности ребенка
В организации пространства группы, участка обеспечена
возможность его изменения в соответствии с игровыми и
педагогическими задачами, в том числе посредством
подручных средств для различных временных сооружений
(домиков, игровых уголков, оград и пр.)
В организации пространства участка предоставлена
возможность использования одних и тех же объектов
участка (постройки, не имеющие четкого образа, и
природные объекты - низкие кустарники, деревья, пеньки
и пр.) для разных видов детской деятельности, которые
можно использовать в качестве маркеров игрового
пространства, мест для общения, игры, исследования и
уединения и т. п.
В организации пространства участка предоставлены
подручные материалы для преобразования этого
пространства, подстраивания его под те или иные игровые
или педагогические задачи, обеспечение опыта
построения собственных игровых пространств на
прогулке, использования подручного материала для этой
цели
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее вариативности
4.1
4.2
В организации пространства учтены особенности
образовательной деятельности (например, наличие
приоритетной направленности), социокультурные,
экономические условия
В организации пространства обеспечен учет специфики
информационной социализации и рисков интернетресурсов
4.3
Наличие различных пространств (для игры,
конструирования и пр.) в группе, на территории ДОУ
4.4
Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
В организации пространства (группы, здания, территории
(участка)) предусмотрено обеспечение периодической
сменяемости игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную
и исследовательскую активность детей
В организации пространства учитывается гендерная
специфика
В организации пространства обеспечена возможность
разнообразного использования объекта внутри одного
вида деятельности
В организации пространства используются игровые
объекты, которые вариативно используются детьми
(например, на горке дети поднимаются и спускаются
различными способами, катаются и качаются, цепляются)
В организации пространства участка обеспечено
разноуровневое расположение объектов (пеньки,
земляные насыпи, горки), что обеспечивает возможность
для разнообразных движений, пробы самых разных
движений, поиска границ своих возможностей, развития
двигательной компетентности, собственной безопасности,
координации, образа пространства и телесного образа себя
ИТОГО
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее доступности
5.1
5.2
В организации пространства, в групповых и других
помещениях, предназначенных для образовательной
деятельности детей (музыкальном, спортивном залах,
зимнем саду, изостудии, театре и др.), обеспечены условия
для общения и совместной деятельности детей как со
взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых
сочетаниях
В организации пространства организованы условия, при
которых дети имеют возможность собираться для игр и
занятий всей группой вместе, а также объединяться в
малые группы в соответствии со своими интересами
5.3
В организации пространства прилегающих территорий
здания образовательной организации выделены зоны для
общения и совместной деятельности больших и малых
групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том
числе для использования методов проектирования как
средств поисковой, познавательно-исследовательской,
творческой, игровой и других видов
5.4
В организации пространства здания, территории (участка)
обеспечена доступность для воспитанников, в том числе
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность
В организации пространства группы обеспечена
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
В организации пространства здания, территории (участка)
обеспечен свободный доступ детей, в том числе детей с
ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности
В организации пространства группы обеспечен свободный
доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности
В организации пространства обеспечена возможность для
обсуждения родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией ОП ДО
В организации пространства обеспечена возможность для
ознакомления родителей (законных представителей) детей
с организацией развивающей предметно-пространственной среды в семейных условиях, для
соблюдения единства семейного и общественного
воспитания, что способствует конструктивному
взаимодействию семьи и детского сада в целях поддержки
индивидуальности ребенка в ходе реализации ОП ДО
Наличие в группах различных центров активности,
дающих возможность детям приобрести разнообразный
опыт в самостоятельной (творческой, познавательной,
продуктивной, трудовой, конструктивной,
социально-ориентированной, двигательной) деятельности
(стеллажи, контейнеры для хранения игрушек, материалов
с надписями (отличительными знаками, символами)), а
также дополнительных материалов, для изменения,
дополнения обустройства центров активности
ИТОГО
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся еѐ безопасности
6.1
6.2
Образовательное пространство и все его элементы
отвечают требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, такими как санитарно
эпидемиологические правила и нормативы и правила
пожарной безопасности
В организации пространства здания, участка используются
исправные и сохранные материалы и оборудование
организации предметнопространственной среды группы
6.3 В и
спользуются исправные и сохранные материалы и
о
борудование
6.4 В п организации пространства обеспечены условия для
м п роведения диагностики состояния здоровья детей,
едицинских процедур, коррекционных и рофилактических
мероприятий
6.5
В организации пространства учитывается необходимость
обеспечения эмоционального благополучия детей во
взаимодействии с предметно-пространственным
окружением и комфортных условий для работы
сотрудников детского сада
6.6
В организации предметно-пространственной среды
групповых и других помещений обеспечено достаточно
пространства для свободного передвижения детей, а также
выделены помещения или зоны для разных видов
двигательной активности детей - бега, прыжков, лазания,
метания и др.
6.7
В организации пространства обеспечена возможность для
максимального рассредоточения детей в групповом блоке
(рациональное использование всех помещений, игровая,
спальня и приемная)
6.8
В организации предметно-пространственной среды дети
имеют возможность безопасного доступа к объектам
инфраструктуры детского сада, а также к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности
6.9
В помещениях образовательной организации достаточно
места для специального оборудования для детей с ОВЗ,
имеется специально приспособленная мебель, позволяющая
безопасно заниматься разными видами
6.10 В организации пространства территории детского сада
организована защита от погодных явлений (снег, ветер,
солнце и пр.)
Итого баллов
„ _
Карта оценки материально-технических условий
образов
ательной деятел ности
Приложение 2
Карта оценки условий реализации ОП ДО
Баллы: 0 - не соответствует, 1 - частично соответствует, 2 - полностью соответствует
№
Показатели/индикаторы
Результаты
Баллы
самообследования эксперта
Баллы от 0 д о 2
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества материально-технического обеспечения ООП ДО
1.1
Образовательное пространство обеспечено
учебно-методическим комплектом и необходимым
оборудованием в объеме, предусмотренном ОП ДО
Образовательное пространство обеспечено оснащенными
учебными кабинетами, необходимыми для реализации ОП
ДО
Итого баллов
1.2
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества оснащенности средствами
обучения и воспитания, используемыми в целях образования
2.1
Наличие мобильного интерактивного комплекса
(интерактивная доска, проектор, ноутбук) и пр.
2.2
Наличие компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества состояния и содержания
территории, зданий и помещений в соответствии с санитарными правилами и нормами
3.1
3.2
Наличие дополнительных оборудованных помещений для
занятий с детьми, предназначенных для поочередного
использования всеми или несколькими детскими
группами: музыкальный зал; физкультурный зал; кабинет
учителя-логопеда; кабинет педагога-психолога
Наличие теневых навесов на прогулочных площадках в
исправном состоянии
3.3
В организации пространства участка обеспечена
возможность хранения игрушек
3.4
В организации пространства участка имеется песочница с
приспособлением для укрытия и песком; обеспечена
возможность его замены и увлажнения
3.5
Наличие в организации пространства группы детской
мебели, соответствующей росту детей
Наличие в организации пространства группы столов и
стульев, соответствующих числу детей в группе
Наличие маркировки на индивидуальных шкафчиках в
раздевальной (приемной) в соответствии с гендерной
спецификой
3.6
3.7
3.8
Наличие в организации спортивного уголка,
обеспечивающего стимулирование двигательной
активности воспитанников
Наличие сертификатов на игрушки
3.9
3.10
Размещение мебели в спальных комнатах обеспечивает
свободный проход детей между кроватями, кроватями и
наружными стенами, кроватями и отопительными
приборами
Итого баллов
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества организации питания
4.1
Технологическое и холодильное оборудование, инвентарь,
посуда, тара находятся в исправном состоянии
На кухонном инвентаре и посуде для сырых и готовых
пищевых продуктов имеется маркировка
4.3
Соблюдаются условия хранения сырой и готовой
продукции в соответствии с нормативно-технической
документацией
Соблюдается график генеральной уборки помещений и
4.4
оборудования
4.5
Осуществление своевременной дератизации
Соблюдение температурного режима в холодильном
4.6
оборудовании
Итого баллов
4.2
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества оснащенности помещений
для работы медицинского персонала
5.1
5.2
5.3
5.4
Наличие в медицинском блоке процедурного кабинета с
необходимым оборудованием
В организации пространства группы имеется наличие
аптечек для оказания первой медицинской помощи
Наличие в медицинском блоке медицинского кабинета
Наличие в медицинском блоке помещения для
приготовления дезинфицирующих растворов
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества охраны зданий и
территории
6.1
6.2.
6.3.
Соблюдение требований техники безопасности в
образовательном пространстве групповых и других
помещениях
В организации пространства зданий имеется
специализированная охрана
В организации пространства зданий осуществляется
пропускной режим
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества организации пожарной
защищенности
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
Соблюдение правил пожарной безопасности при подготовке к
проведению новогодних утренников
Наличие индивидуальных средств защиты органов дыхания в группах и
кабинетах
Исправное техническое состояние огнетушителей
Работоспособность внутренних пожарных кранов на водоотдачу с
перекаткой
Соблюдение правил пожарной безопасности на рабочем месте,
противопожарного режима, эвакуационных выходов
Исправное состояние пожарной сигнализации
и автоматической системы оповещения людей при пожаре
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества доступной среды
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
Наличие адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ
Наличие в детском саду учебных пособий и дидактических материалов
для обучения детей с ОВЗ
Наличие паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры
для всех категорий инвалидов
Наличие в детском саду элементов доступной среды: пандусы; звонок;
расширенные дверные проемы; оборудованные туалеты
Надлежащее размещение оборудования и носителей информации,
необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам
(местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие
расстройства функции зрения, слуха и передвижения
8.6
Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие
расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой
информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической
информации - знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом
Брайля и на контрастном фоне
8.7
Дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой
информации зрительной информацией
Итого баллов
Карта оценки кадровых условий образовательной деятельности
Баллы: 0 - не соответствует, 1 - частично соответствует, 2 - полностью соответствует
№
Показатели/индикаторы
Результаты
самообследования
Баллы эксперта
Баллы от 0 до 2
Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ОП ДО, касающийся
укомплектованности педагогическими кадрами
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
Образовательная организация
укомплектована квалифицированными
кадрами в соответствии со штатным
расписанием
Наличие специалистов для оказания
психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи:
педагог- психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, социальный
педагог и др.
Наличие в штате детского сада
педагогических работников, имеющих
основное образование или получивших
дополнительное образование для
обучения детей дошкольного возраста с
ОВЗ и детей-инвалидов
Наличие дополнительно
предусмотренных ассистентов
(помощников), оказывающих детям с
ОВЗ необходимую помощь
Наличие в штате детского сада
педагогических работников, имеющих
основное образование или получивших
дополнительное образование для
организации дополнительных
образовательных услуг (в том числе
платных)
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ОП ДО, касающийся
уровня образования педагогических кадров
2.1
2.2
2.3
Имеют высшее педагогическое
образование 50% педагогических
работников
Имеют высшее педагогическое
образование по направлению
деятельности в образовательной
организации 50% и более
педагогических работников
Имеют среднее профессиональное
образование по направлению
деятельности в детском саду 30%
педагогических работников
2.4
Профессиональная переподготовка по
направлению деятельности в детском
саду обеспечена 100% педагогических
работников
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ОП ДО, касающийся уровня
квалификации педагогических кадров
3.1
Высшую квалификационную категорию
имеют 40% и более педагогических
работников
3.2
Первую квалификационную категорию
имеют 40% и более педагогических
работников
3.3
Соответствие занимаемой должности
имеют 20% педагогических работников
Итого баллов
Показатели, характеризующие общие критерии условий реализации ОП ДО, касающиеся
непрерывности профессионального образования педагогических кадров
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
В организации обеспечена возможность
прохождения повышения квалификации
руководящим и педагогическим
работникам детского сада
В организации разработаны и
реализуются программы повышения
квалификации управленческих и
педагогических кадров,
предусматривающие владение ими
теоретическими и практическими
знаниями и умениями в области
Использование педагогическими
работниками детского сада
информационно-коммуникативных
технологий в образовательном процессе
(стационарные и мобильные
компьютеры, интерактивное
оборудование, принтеры, возможности
сети Интернет)
В организации обеспечена возможность
дистанционных форм повышения
квалификации
В организации обеспечено
методическое сопровождение
педагогических кадров по актуальным
вопросам дошкольной педагогики
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ОП ДО, касающийся
участия педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях презентующих
опыт педагогов детского сада. Активность в профессиональных сообществах.
5.1
5.2
5.3
5.4
В профессиональных конкурсах
муниципального, регионального
уровней ежегодно участвуют до 20%
педагогов
В профессиональных конкурсах
федерального уровня ежегодно
участвуют не менее 5% педагогов
Регулярно презентуют опыт работы в
различных формах на уровне
муниципальных, территориальных,
региональных, всероссийских
мероприятий 50% педагогов
Имеют публикации профессионального
опыта в научно-методических
сборниках, журналах и др. 50%
педагогов
Итого баллов
Карта оценки психолого-педагогических условий образовательной деятельности
Баллы: 0 - не соответствует, 1 - частично соответствует, 2 - полностью соответствует
№
Показатели/индикаторы
Результаты
самообследования
Баллы эксперта
Баллы от 0 до 2
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся уважительного отношения педагога к человеческому
достоинству детей, формирования и поддержки их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Педагог выбирает правильные педагогические
стратегии, относится к детям уважительно,
внимательно, позитивно реагирует на их
поведение, учитывает их потребности и
интересы и выстраивает свои предложения в
соответствии с ними
Педагог ценит личный выбор и соучастие
детей в определении содержания и форм
образования (больше половины всех форм
непрерывной образовательной деятельности
инициируется самими детьми)
Педагог вносит изменения (корректировку) в
учебный план, расписание занятий с детьми на
основе наблюдений, определяет
необходимость в изменении содержания
обучения или форм и методов, с тем чтобы
образовательная технология наилучшим
способом подходила как детям группы, так и
тому или иному ребенку
Педагог учитывает потребность детей в
поддержке взрослых (проявляет внимание к
настроениям, желаниям, достижениям и
неудачам каждого ребенка, успокаивает и
подбадривает расстроенных детей и т. п.)
Педагог побуждает детей высказывать свои
чувства и мысли, рассказывать о событиях,
участниками которых они были (о своей семье,
друзьях, мечтах, переживаниях и пр.); сам
делится своими переживаниями, рассказывают
о себе
Проявляют уважение к личности каждого
ребенка (обращаются вежливо, по имени,
интересуются мнением ребенка, считаются с
его точкой зрения, не допускают действий и
высказываний, унижающих его достоинство и
т. п.)
1.7
1.8
1.9
Педагог способствует формированию у
ребенка представлений о своей
индивидуальности: стремится подчеркнуть
уникальность и неповторимость каждого
ребенка - во внешних особенностях (цвете
глаз, волос, сходстве с родителями,
непохожести на других детей и др.),
обсуждает предпочтения детей (в еде, одежде,
играх, занятиях и др.)
Педагог способствует развитию у каждого
ребенка представлений о своих возможностях
и способностях (стремится выделить и
подчеркнуть его достоинства, отмечает
успехи в разных видах деятельности,
обращает на них внимание других детей и
взрослых)
Педагог способствует развитию у детей
уверенности в своих силах (поощряет
стремление ребенка к освоению новых
средств и способов реализации разных видов
деятельности: побуждает пробовать, не
бояться ошибок, вселяет уверенность в том,
что ребенок обязательно сможет сделать то,
что ему пока не удается, намеренно создает
ситуацию, в которой ребенок может достичь
успеха, и т. п.)
Помогает детям преодолевать негативные
эмоциональные состояния (страх
одиночества, боязнь темноты, и т. д.)
Итого баллов
1.10
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся использования в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
Педагог уделяет специальное внимание детям
с особыми образовательными потребностями
(детям с ОВЗ, детям, находящимся в трудной
жизненной
Педагог помогает детям с ОВЗ, детяминвалидам включиться в детский коллектив и
в образовательный процесс
Педагог использует позитивные способы
коррекции поведения детей
Педагог чаще пользуется поощрением,
поддержкой детей, чем порицанием и
запрещением (порицания относят только к
отдельным действиям ребенка, но не адресуют
их к его личности, не ущемляют его
достоинства)
2.5.
Педагог планирует образовательную работу
(развивающие игры, занятия, прогулки,
беседы, экскурсии и пр.) с каждым ребенком
и с группой детей на основании данных
психолого-педагогической диагностики
развития каждого ребенка
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся построения образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Педагог использует способы и приемы
эмоционально комфортного типа
взаимодействия в зависимости от
эмоциональных проявлений ребенка;
обеспечивает гибкое ситуативное
взаимодействие, опирающееся на
непосредственный детский интерес,
проявления самостоятельности, активности
Цели, содержание, способы взаимодействия
педагог варьирует в зависимости от уровня
развития и личностных проявлений детей
Педагог ставит и реализует задачи
применительно к ситуации развития
конкретного ребенка (подгруппы, группы
детей), а не к возрасту группы
Педагог проявляет готовность лучше понять,
что происходит с ребенком, распознает
действительные причины его поведения,
состояния, осмысливает последствия
Педагог определяет интересы, умения и
потребности каждого ребенка, выясняет, что он
предпочитает, какие занятия выбирает, когда
есть выбор
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся поддержки педагогом положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности
4.1
Педагог поддерживает доброжелательные отношения между детьми
(предотвращает конфликтные ситуации, собственным примером
демонстрирует положительное отношение ко всем детям), создает
условия для развития сотрудничества между ними
4.2
Педагог помогает детям осознать ценность сотрудничества
(рассказывает о необходимости людей друг в друге, организует
совместные игры, различные виды продуктивной деятельности,
способствующие достижению детьми общего результата,
объединению коллективных усилий)
4.3
4.4
4.5
Педагог обсуждает с детьми план совместной деятельности: что и
когда будут делать, последовательность действий, распределение
действий между участниками и т. п.
Педагог помогает детям налаживать совместную деятельность,
координировать свои действия, учитывая желания друг друга,
разрешать конфликты социально приемлемыми способами
(уступать, договариваться о распределении ролей,
последовательности событий в игре, делить игрушки по жребию,
устанавливать очередность, обсуждать возникающие проблемы и
пр.)
Педагог поощряет взаимную помощь и взаимную поддержку
детьми друг друга
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся поддержки инициативы и самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности
5.1
Педагог поддерживает стремление детей
к самостоятельности (решение задач без помощи со стороны
взрослого), способность к проявлению инициативы
и творчества в решении возникающих задач
5.2
Педагог наблюдает за ребенком, чтобы понять ребенка как
личность, с тем чтобы создавать для него комфортные условия и
полностью вовлекать в жизнь группы, поддерживать и поощрять
его активность и инициативу в познании
Педагог чутко реагирует на инициативу детей в общении
5.3
5.4
Педагог откликается на любые просьбы детей о сотрудничестве и
совместной деятельности (вместе поиграть, почитать, порисовать и
пр.); в случае невозможности удовлетворить просьбу ребенка
объясняет причину
5.5
Педагог поддерживает инициативу детей в разных видах детской
деятельности (в процессе игр и занятий побуждает высказывать
собственные мнения, пожелания и предложения, принимает и
обсуждает высказывания и предложения каждого ребенка, не
навязывает готовых решений, жесткого алгоритма действий)
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся возможности выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения
6.1
Педагог развивает у детей чувство ответственности за сделанный
выбор, за общее дело, данное слово и т. п.
6.2
Педагог уважает права каждого ребенка
(по возможности предоставляет ребенку право принимать
собственное решение; выбирать игры, занятия, партнера по
совместной деятельности, одежду, еду и пр.; по своему желанию
использовать свободное время и т. п.)
6.3
Педагог предоставляет право ребенку инициировать и входить в
детско-взрослые сообщества, высказывать суждение о мотивах,
характере, результатах собственных действий и действий других
людей; получать собственные результаты действий, оценивать
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся защиты детей от всех форм физического и психического
насилия
7.1
Педагог обеспечивает баланс между разными видами игры
(подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными,
дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.)
7.2
Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности
в педагогическом процессе, не подменяя ее занятиями и
обеспечивая плавный переход от игры к непрерывной
образовательной деятельности, режимным моментам
7.3
Педагог проводит систематическую работу по предотвращению
нарушений прав ребенка, по профилактике случаев жестокого
обращения с детьми
7.4
Педагог не прибегает к физическому наказанию или другим
негативным дисциплинарным методам, которые обижают,
пугают или унижают детей
7.5
Педагог уделяет специальное внимание детям, подвергшимся
физическому или психологическому насилию (своевременно
выявляют случаи жестокого или пренебрежительного обращения
с ребенком, оказывают поддержку в соответствии с
рекомендациями специалистов)
Итого баллов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся поддержки родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в
образовательную деятельность
8.1
8.2
Педагог предоставляет родителям возможность больше узнать о
своих детях, помогает собрать разнообразную информацию о
продвижении ребенка в своем развитии, помогает оценить
сильные стороны развития ребенка, увидеть его особенности,
нужды и потребности, характер взаимоотношений с другими
людьми (детьми, взрослыми) и т. п.
Педагог помогает родителям (законным представителям) лучше
чувствовать и понимать эмоциональные проблемы собственного
ребенка, овладевать алгоритмом творческого взаимодействия с
ним (коммуникативного, игрового, эстетического, творческого
характера), творческой деятельности
Педагог способствует расширению для родителей (законных
представителей) детей с ОВЗ, детей- инвалидов, круга общения с
опорой на пример других семей с аналогичными проблемами;
формированию способности сопереживать, проявляя не жалость,
а желание оказать поддержку
Педагог обеспечивает максимально возможное расширение
социокультурного пространства семьи ребенка с особыми
образовательными потребностями, через специально
организованное регулярное общение с эмпатичными детьми, их
родителями, создает чувство позитивности и доверия у детей и
взрослых
Педагог рассказывает (и устно, и письменно) о ребенке - о том,
что происходило в течение дня, каковы позитивные стороны
личности ребенка, какие достижения и трудности были у него в
течение дня
8.3
8.4
8.5
Итого баллов
Возможное (максимальное) количество баллов по показателям
Карта оценки финансовых условий образовательной деятельности
Баллы: 0 - не соответствует, 1 - частично соответствует, 2 - полностью соответствует
№
Показатели/индикаторы
Результаты
самообследования
Баллы
эксперта
Баллы от 0 д о 2
Показатели, характеризующие расходы на оплату труда работников, реализующих ОП ДО
1.1
Уровень оплаты труда педработников
соответствует среднему показателю по
муниципалитету, установленному учредителем
1.2
Уровень финансирования расходов на оплату труда
учебно-вспомогательного персонала сохранен или
увеличен по сравнению с предыдущим периодом
Итого баллов
Показатели, характеризующие расходы на приобретение средств обучения и воспитания,
соответствующих материалов
2.1
2.2
2.3
Фактические финансовые затраты на приобретение
учебных пособий (учебно-методические пособия,
дидактические пособия) совпадают с
запланированными затратами
Фактические финансовые затраты на приобретение
игровых пособий, спортивного инвентаря
совпадают с запланированными затратами
Фактические финансовые затраты на приобретение
технических средств обучения и программного
обеспечения (ИКТ) совпадают с запланированными
затратами
Итого баллов
3.1
3.2
Показатели, характеризующие финансовые условия организации дополнительного
профессионального образования педагогических работников
Финансирование потребности в повышении
квалификации педагогических работников
осуществляется в полном объеме
Финансирование потребности в профессиональной
переподготовке педагогических работников по
профилю деятельности осуществлено в полном
объеме
Итого баллов
Показатели, характеризующие наличие информации о финансовом обеспечении, представленной
на официальном сайте детского сада
4.1
План ФХД реализован в полном объеме
4.2
Отчет о поступлении финансовых и материальных
средств и их расходовании размещен на
официальном сайте детского сада в установленные
сроки
4.3
На официальном сайте образовательной
организации размещена информация о ФХД
образовательной организации
Итого баллов
Показатели, характеризующие предоставление образовательной организацией дополнительных
образовательных услуг
5.1
Наличие в приложении к лицензии на
осуществление образовательной деятельности
подвида дополнительного образования
«Дополнительное образование детей и взрослых»
5.2
Наличие локальных актов на оказание
дополнительных образовательных услуг, в том
числе платных
5.3
Наличие бесплатных дополнительных
образовательных услуг
5.4.
Наличие платных дополнительных
образовательных услуг
Итого баллов
Приложение 3
Карта оценки качества организации образовательной деятельности
Объект ВСОКО
ОП ДО, АОП ДО
Рабочая программа
воспитания (является
частью ОП ДО МДОУ)
Дополнительные
общеразвивающие
программы
Образовательный процесс
Показатель, который характеризует объект
ВСОКО
Баллы:
0 - не соответствует
1 - частично соответствует
2 - полностью соответствует
Соответствие требованиям федерального
законодательства, ФГОС
Соответствие требованиям федерального
законодательства
по вопросам воспитания обучающихся,
запросам родителей (законных
представителей)
Соответствие требованиям федерального
законодательства в части допобразования,
запросам родителей
Образовательный процесс, который
организует педагог.
Самостоятельная детская деятельность
Взаимодействие сотрудников с детьми.
Взаимодействие
участников
Взаимодействие с родителями
образовательных
воспитанников.
отношений, в том числе по
вопросам воспитания, а Взаимодействие с социальными
партнерами
также с социальными
партнерами
Лист динамики индивидуального развития воспитанников
ФИО воспитанника
Результат
Результат на начало года Результат на конец года
Социально-коммуникативное развитие
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
сформированы
сформированы частично
Самостоятельно выполняет простейшие гигиенические процедуры
сформированы
сформированы частично
Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
сформированы
сформированы частично
Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах
сформированы
сформированы частично
Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет
правила игры сверстникам
сформированы
сформированы частично
Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
сформированы
сформированы частично
Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй,
мультфильмов, спектаклей
сформированы
сформированы частично
Познавательное развитие
Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств
сформированы
сформированы частично
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
сформированы
сформированы частично
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
сформированы
сформированы частично
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности
(цвет, размер, назначение)
сформированы
сформированы частично
Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые,
равные) способом приложения или наложения
сформированы
сформированы частично
Речевое развитие
Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами,
делится впечатлениями из личного опыта
сформированы
сформированы частично
Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия
сформированы
сформированы частично
Художественно-эстетическое развитие
Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
сформированы
сформированы частично
Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
сформированы
сформированы частично
Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в
том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем или с опорой на книгу)
сформированы
сформированы частично
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
сформированы
сформированы частично
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные
композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
сформированы
сформированы частично
Использует различные материалы и способы создания изображения
сформированы
сформированы частично
Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
сформированы
сформированы частично
Физическое развитие
Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
сформированы
сформированы частично
Правильно выполняет действия со спортивными снарядами
сформированы
сформированы частично
Ориентируется в пространстве при перестроении в шеренгу, в колонну
сформированы
сформированы частично
Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений
сформированы
сформированы частично
Средние показатели по группе
Группа
Результат
Результат на начало года Результат на конец года
Социально-коммуникативное развитие
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
сформированы
сформированы частично
Самостоятельно выполняет простейшие гигиенические процедуры
сформированы
сформированы частично
Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
сформированы
сформированы частично
Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах
сформированы
сформированы частично
Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет
правила игры сверстникам
сформированы
сформированы частично
Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
сформированы
сформированы частично
Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй,
мультфильмов, спектаклей
сформированы
сформированы частично
Итого по направлению
сформированы
сформированы частично
Познавательное развитие
Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств
сформированы
сформированы частично
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
сформированы
сформированы частично
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
сформированы
сформированы частично
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности
(цвет, размер, назначение)
сформированы
сформированы частично
Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые,
равные) способом приложения или наложения
сформированы
сформированы частично
Итого по направлению
сформированы
сформированы частично
Речевое развитие
Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами,
делится впечатлениями из личного опыта
сформированы
сформированы частично
Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия
сформированы
сформированы частично
Итого по направлению
сформированы
сформированы частично
Художественно-эстетическое развитие
Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
сформированы
сформированы частично
Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
сформированы
сформированы частично
Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в
том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем или с опорой на книгу)
сформированы
сформированы частично
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
сформированы
сформированы частично
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные
композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
сформированы
сформированы частично
Использует различные материалы и способы создания изображения
сформированы
сформированы частично
Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
сформированы
сформированы частично
Итого по направлению
сформированы
сформированы частично
Физическое развитие
Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
сформированы
сформированы частично
Правильно выполняет действия со спортивными снарядами
сформированы
сформированы частично
Ориентируется в пространстве при перестроении в шеренгу, в колонну
сформированы
сформированы частично
Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений
сформированы
сформированы частично
Итого по направлению
сформированы
сформированы частично
Приложение 4
Анкета изучения мнений родителей
Вопросы
При выборе детского сада для ребенка учитывались рекомендации и
положительные отзывы других родителей
В детском саду организована и ведется в системе работа по информированию
родителей о содержании образования, планируемых результатах освоения
ООП ДО
Мнение родителей учитывалось при разработке ООП ДО
Родителям своевременно предоставляется актуальная информация по
изменениям в нормативной правовой базе дошкольного образования,
изменениям в локальных нормативных актах
Информацию об образовательной деятельности всегда можно получить с сайта
организации
Нашему/моему ребенку нравится ходить в детский сад
Я уверен, что мой ребенок находится в безопасности во все время пребывания в
детском саду
Мы/я отмечаем поступательное развитие ребенка
С нами/со мной проводят регулярные беседы о результатах освоения
нашим/моим ребенком ООП ДО
Нас/меня информируют в корректной форме о проблемах в развитии ребенка и
учитывают наше/мое мнение при планировании коррекционной работы с ним
К нашему/моему ребенку в детском саду относятся уважительно
Нас/меня устраивают условия образовательной деятельности в детском саду
Мы/я заинтересованы в участии в групповых и общесадовских мероприятиях
Мы/я будем рекомендовать детский сад коллегам по работе/соседям/друзьям
Ответы
Да
Нет