Волшебная кисточка

Раздел № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1
Актуальность

Пояснительная записка

программы

заключается

в

том,

что

она

даѐт

дополнительные знания в области изобразительного искусства. Разработана с
учѐтом образовательных потребностей, интересов детей, членов их семей и
педагогов, специфики социокультурных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность,

направленная

на развитие творчества,

фантазии, эстетического вкуса, наблюдательности, координации глаза и
владению кистью руки.
Направленность программы: художественная
Уровень освоения: стартовый
Адресат программы: воспитанники от 5-и до 8-ми лет МДОБУ
«Центр развития ребенка - детский сад «Надежда» г. Дальнегорска.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа реализуется в рамках оказания платных дополнительных
образовательных услуг. Зачисление детей осуществляется на основе
заявления родителей (законных представителей) ребенка без отбора и
предъявления требований к наличию специальных умений у детей (при
условии наличия свободных мест в группе).
Срок освоения программы - 1 год.
Объѐм программы: 72 часа.
Количество занятий в неделю – 2.
Учебная нагрузка (в неделю) 1 академический час.
Продолжительность академического часа – 30 минут.
Количество человек в группе – от 10 до 30.
Форма организации – групповая.
Форма обучения – очная.

2

1.1 Цель и задачи программы
Цель

программы:

развитие

художественно-творческих

способностей у детей дошкольного возраста МДОБУ «ЦРР – детский сад
«Надежда»

через

нетрадиционные

техники

изобразительной

деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные:
1.

воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его

глазами художников, замечать и творить красоту;
2.

воспитывать

трудолюбие

и

желание

добиваться

успеха

собственным трудом;
3.

формировать

внимание,

аккуратность,

целеустремлѐнность,

творческую самореализацию.
Развивающие:
1.

развивать наблюдательность и воображение, мышление и
любознательность;

2.

развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать
полученные знания.

3.

приумножить опыт творческой деятельности, формировать культуру

творческой личности (самовыражение ребѐнка).
Обучающие:
1.

расширить представления о многообразии нетрадиционных техник

рисования;
2.

познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и

способами изображения с использованием различных материалов;
3.

развить умение самостоятельно создавать, применять, использовать

различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники
художественном творчестве.

3

в

Содержание программы

1.3.
№

Название темы

Всего Теория
1

3

Монотипия
Восковые
акварель
Граттаж

4

Кляксография

5

Рисование
по
мятой
бумаге
Мыльные
пузыри
Оттиск
печатками
и
поролон
Рисование
зубной
щѐткой
Тычок
жесткой
полусухой кистью
Рисование солью

2

6
7
8
9
10

мелки

Итого:

Формы
аттестации\
контроля

Количество часов

и

8

1

8

1

8

1

8

1

Практика
7
7

Презентация
Презентация

7

Творческая
работа
Игра

7

8

1

7

8
8

1
1

7
7

4

1

3

8

1

7

4

1

3

72

10

62

Творческая
работа
Эксперимент
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Эксперимент

Учебный план
Содержание учебного плана

1.

Тема: Монотипия

Теория: Монотипия.
Практика: Презентация «Техника выполнения монотипия»

2.

Тема: Восковые мелки и акварель

Теория: Смешанная техника
Практика: Презентация «Рисование свечой и акварелью»

3.

Тема: Граттаж

Теория: Техника «граттаж».
Практика: Творческая работа «Космический пейзаж»

4.

Тема: Кляксография

Теория: Рисование пятнами.
4

Практика: Игра «Фантазия»
5.

Тема: Рисование по мятой бумаге

Теория: Техника рисования на мятой бумаге
Практика: Творческая работа «Сирень»
6.

Тема: Мыльные пузыри

Теория: Мыльные пузыри
Практика: Эксперимент «Пузырь в пузыре»
7.

Тема: Оттиск печатками + поролон

Теория: Рисование губкой (поролоном)
Практика: Творческая работа «Цветы небывалой красоты»
8.

Тема: Рисование зубной щеткой

Теория: Зубная щетка
Практика: Творческая работа «Ёжик»
9.

Тема: Тычок жесткой полусухой кистью

Теория: Тычок жѐсткой полусухой кистью
Практика: Творческая работа «Мимоза»
10.

Тема: Рисование солью

Теория: Рисование солью
Практика: Эксперимент «Окрашиваем соль»
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Обучающийся будет:

1.

видеть мир глазами художников, замечать и творить красоту;

2.

добиваться успеха собственным трудом;

3.

внимателен, аккуратен, целеустремлен.
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретѐт:

1.

умение наблюдать, воображать;

2.

практические

умения

и

навыки

художественной деятельности;
5

в

различных

видах

техники

3.

умение

самостоятельно

создавать,

применять

различный

нетрадиционный материал.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
1.

многообразие нетрадиционных техник рисования;

2.

приѐмы и способы изображения с использованием различных

материалов.
Обучающийся будет уметь:
1.

формировать культуру творческой личности;

Обучающийся будет владеть:
1.

навыками нетрадиционной техники рисования.
Раздел №2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ.
2.1 Условия реализации программы.

Материально техническое обеспечение:
бумага для рисования, альбомы;
восковые мелки, гуашь, акварель;
кисти трѐх размеров;
матерчатые салфетки для просушивания ворса, бумажные салфетки;
палитры, подставки под кисти;
цветные карандаши, простые карандаши;
Для качественного освоения обучающимися образовательной
программы рекомендуется наличие следующего оборудования: ноутбук.
Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Дидактический материал (карточки, раздаточный материал).
Методическая литература.
Наглядные пособия (картины, иллюстрации).
Набор сюжетных картинок.
Набор предметных картинок.
Образцы творческих работ.
Образцы изделий.
6

Макеты и муляжи растений и плодов.
Плакаты.
Шаблоны.
Инструкции по технике безопасности.
Список литературы для педагогов:

1.

Демина

И.В.

Методическое

пособие

«Креативные

техники

нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста» 2022 г.

2.

Леонова Н.Н. Методическое пособие «Волшебное очарование

уроков рисования» 2021 г.

3.

Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» ТЦ

Сфера 2022 г.

4.

О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и

развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2021.

5.

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть

1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2023 г.
Электронные ресурсы:

1.

Модульный курс "Рабочая методика преподавания живописи"

[Электронный ресурс]: dva-tritona.ru (дата обращения: 07.06.2024г)

2.

Рисование необычными техниками " [Электронный ресурс]:

academy-of- curiosity.ru (дата обращения: 07.06.2024г)
3.

Рисование с детьми «21 способ рисования...» [Электронный ресурс]:

maam.ru (дата обращения: 07.06.2024 г)
4.

Нетрадиционные

техники

рисования

[Электронный

ресурс]:

nsportal.ru (дата обращения: 07.0.2024г)
5.

Нетрадиционное

РИСОВАНИЕ

(77

идей

для

детского...)

[Электронный ресурс]: infourok.ru (дата обращения: 07.06.2023г)
Нормативно - правовая база:
Программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» составлена
в соответствии:
7

Приказом Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629
Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции от 07.10.2022)
Постановление правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Аттестация организуется с целью определения уровня и качества
освоения

обучающимися

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы. Реализация программы предполагает оценку
уровня

освоения

детьми

программы.

При

реализации

программы

используются входной, текущий контроль, промежуточная аттестация и
итоговый контроль.
В

процессе

обучения

осуществляются

следующие

виды

контроля

(аттестации):
1. Входной - сентябрь (выполнение практического задания с целью
определения первоначальных умений).
2. Текущий - декабрь (проводится в конце первого полугодия).
3. Итоговый - май (опрос, выставка работ).
Входной контроль проводится с обучающимися с целью установления
исходного уровня знаний, умений, навыков перед началом образовательного
процесса (фронтальный опрос, наблюдение, выполнение индивидуальных
творческих заданий - рисунок).
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего
учебного года.
8

Промежуточная аттестация - оценка уровня и качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы по итогам изучения раздела.
Итоговый

контроль

проводится

по

завершению

освоения

дополнительной общеразвивающей программы (опрос, выставка творческих
работ).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.
№

Ф. И
Изображение Передача
ребѐнка
предмета пропорций
предмета в
изображении

Композиция Цвет Аккурат Самосто Балл Балл
ность ятельность Н.г. К.г.

Изображение предмета: умение правильно передавать расположение частей
при изображении сложных предметов.
Передача пропорций предмета в изображении: соблюдение соотношений
предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция: создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних
и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей
поверхности листа.
Аккуратность: умение правильно пользоваться красками, при закрашивании
не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и
карандашом.
Цвет: характеризует передачу реального цвета предметов и образов,
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный,
розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый
(представление о получении оттеночных цветов), путем усиления или
ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
Самостоятельность: выполняет задание самостоятельно, без помощи
педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.
9

Уровни овладения

навыками и умениями в рисовании с

использованием нетрадиционных техник.
Не сформирован - 1 балл
Частично сформирован - 2 балла
Не сформирован - 3 балла
Уровни развития (качественные характеристики)
Сформирован
Ребенок по собственной инициативе в соответствии с
замыслом использует нетрадиционные техники рисования.
Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными
материалами для создания художественного образа.
Частично
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует
сформирован
фрагментарно,
чаще
всего
после
подсказок
педагога.
Экспериментирует с материалами в основном по предложению
педагога.
Не сформирован
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует
только под руководством педагога. Не умеет и не желает
экспериментировать
с
изо
материалами
для
создания
художественного образа.

Формы аттестации контроля
Выставка - публичное представление достижений по результатам
освоения программы (рисунки).
Игра - метод проверки теоретических знаний в виде дидактических
игр.
Презентация (способ представления информации) - документ,
предназначенный для представления продукта.
Эксперимент - это способ материального или мысленного воздействия
человека на реальный или материальный объект с целью его обследования,
познания свойств.
Творческая работа - создание художественного образа.
2.3

Методические материалы

Методы, используемые при организации и занятий с детьми:
Наглядные включают в себя: наглядно - зрительные (дидактический
материал); показ воспитателем приѐмов изображения; показ детских работ в
10

конце занятия, при их оценке; наблюдение.
Словесные методы: объяснение (краткое, чѐткое, эмоциональное); вопросы
(чѐткие, понятные); пояснения, уточнения (словесный способ воздействия на
сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны
делать и что получить в результате); художественное слово (вызывает
интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к
детским работам); совет (используют в тех случаях, когда ребенок
затрудняется в создании изображения).
Практические методы: выполнение практических действий.
Игровые методы: обыгрывание игрушек, предметов, картин; игровые
ситуации;

обыгрывание

незаконченного

изображения

в

момент

его

исполнения.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный этап - создание эмоционального настроя в

1.

группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей (2-3
минуты).
2.

Практический этап - подача новой информации на основе

имеющихся данных (5 минут). Задания на развитие познавательных
процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, фантазии) и
творческих способностей (5 минут). Отработка полученных навыков на
практике (10 минут). Динамическая пауза (1 минута).
3.

Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение

итогов занятия (1-2 минуты).
Педагогические

технологии:

групповые

технологии,

ИКТ,

технология сотрудничества, игровая технология, здоровьесберегающая
технология; информационно - коммуникативные технологии.

11

2.4 Календарно – учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года
Количество учебных дней
1
Продолжительность
полугодие
учебных периодов
2
полугодие

1 год
36
72
02.09.2024
26.12.2024
09.01.2025
29.05.2025

Возраст детей, лет

5-8

Продолжительность занятия, академический
час
Режим занятий
Годовая учебная нагрузка, час

1
2 раза/нед.
72

2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование
мероприятия
«Здравствуй, детский сад!»
Викторина «День осени»
Праздник «День Матери»
«Новогодний карнавал»
«Ох уж эти колядки»
Викторина
«Вперед,
мальчишки!»
Викторина «Дамы, вперед!»

Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Викторина
«Давайте
посмеемся!»
Апрель
День открытых дверей
Май

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

Ответственный

1

воспитатели

1

воспитатели

1

воспитатели

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Колдина Д.Н. «Рисование в детском саду» Мозаика-Синтез 2023 г.

2.

Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Издательство КАРО 2022 г.
3.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания

М., 2022 г.
4.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
12

(в 2 частях) КАРО 2021 г.
5.

Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое

пособие для воспитателей и педагогов» Издательский дом «Сфера», 2022 г.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».