1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую
деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и
техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников,
а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для
интеллектуального
интеграцию
различных
развития
видов
дошкольников,
деятельности.
обеспечивающее
Программа
носит
интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в
обучении
Направленность программы – техническая.
Уровень освоения – стартовый
Адресат программы: воспитанники МДОБУ «Центр развития ребенка
детский сад «Надежда» г. Дальнегорска от 5 до 8 лет
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в рамках оказания платных дополнительных
образовательных услуг. Форма организации детского коллектива – кружок. В
кружковые группы предусмотрен свободный набор детей соответствующего
возраста. Зачисление детей осуществляется на основе заявления родителей
(законных представителей ребенка) в группы без отбора и предъявления
требований к наличию специальных умений у детей (при условии наличия
свободных мест в группах).
Срок реализации программы – 1 год
Объем программы – 72 часа
Количество занятий в неделю – 2
Учебная нагрузка (в неделю) 1 академический час
2
Продолжительность академического часа – 30 минут
Количество человек в группе – от 10 до 30.
Форма организации - групповая
Форма обучения – очная
1.2 Цель, задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала личности дошкольника
МДОБУ «ЦРР – детский сад «Надежда» через обучение техническому
конструированию.
Задачи программы:
Воспитательные:
1.
Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремленность,
усидчивость, терпение, волю, самоконтроль.
2.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
3.
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его
результатам.
Развивающие:
1.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, воображение,
память, конструктивные навыки и умения детей.
2.
Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
3.
Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и
простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
Образовательные:
1.
Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
2.
Формировать первичные представления о робототехнике, еѐ значении в
жизни человека, о профессиях, связанных с робототехникой;
3.
Обеспечить
освоение
детьми
основных
3
приѐмов
сборки
и
программирования робототехнических средств.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
Название темы
Количество часов
Всего Теория
Практика
Формы
аттестации\
контроля
4
2
2
2
Знакомство
с
конструктором «LEGO
Education We Do
Наш дом
4
1
3
Игра
3
Дикие животные
4
1
3
Выставка
4
Познай себя
4
1
3
Игра
5
Транспорт
4
1
3
Выставка
6
Профессии
4
1
3
Игра
7
Быт и традиции
4
1
3
Игра
8
Новогодний калейдоскоп
4
1
3
9
Зимняя сказка
4
1
3
10
Рычаг переключения
4
1
3
Педагогические
наблюдения
Конструирование
по замыслу
Игра
11
Военная техника
4
1
3
Выставка
12
Зоопарк-животные
4
1
3
Выставка
13
По морям по океанам
4
1
3
Игра
14
Динозавры
4
1
3
Выставка
15
Космос
4
1
3
16
Забавные механизмы
4
1
3
Конструирование
по замыслу
Игра
17
Огородные помощники
4
1
3
Игра
18
Мастерство техников
4
1
3
Выставка
72
17
55
1
Итого:
4
Беседа, игра
Учебный план
Содержание учебного плана
1.
Тема: Конструктор «LEGO Education We Do
Теория: Что такое
«LEGO
Education
We Do» конструктор,
происхождении
Практика: Д/и «Назови цвет и форму»
2.
Тема: Наш дом
Теория: Виды соединений деталей
Практика: Игра «Необычный дом»
3.
Тема: Дикие животные
Теория: Схемы и их составляющие
Практика: Игра «Необычное животное»
4.
Тема: Познай себя
Теория: Схемы и их составляющие
Практика: Игра «Великан»
5.
Тема: Транспорт
Теория: Простейшие модели реальных объектов
Практика: Игра «Подъѐмный кран»
6.
Тема: Профессии
Теория: Детали и их функции
Практика: Игра «Лыжник»
7.
Тема: Быт и традиции
Теория: Сборка жилищ
Практика: Игра «Изба»
8.
Тема: Новогодний калейдоскоп
Теория: Сооружение построек по схеме
Практика: Игра «Жар-птица»
9.
Тема: Зимние забавы
Теория: Конструкция из составных частей
Практика: Игра «Качели»
5
его
10.
Тема: Рычаг переключения
Теория: Понятие рычаг
Практика: Игра «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
11.
Тема: Военная техника
Теория: Простые механизмы
Практика: Игра «Беспилотник»
12.
Тема: Зоопарк-животные
Теория: Виды соединений деталей
Практика: Игра «Слон»
13.
Тема: По морям и океанам
Теория: Сборка конструкции
Практика: Игра «Медуза»
14.
Тема: Динозавры
Теория: Конструктивное творчество
Практика: Игра «Таинственный остров»
15.
Тема: Космос
Теория: Сборка космических объектов
Практика: Игра «Космический корабль»
16.
Тема: Забавные механизмы
Теория: Конструкция составных частей.
Практика: Игра «Чего не хватает?»
17.
Тема: Огородные помощники
Теория: Конструкция составных частей
Практика: Игра «Чей помощник лучше»
18.
Тема: Мастерство техников
Теория: Создание моделей
Практика: Выставка детских работ
6
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающейся будет:
1.
внимателен, аккуратен, целеустремлен, усидчив, терпелив;
2.
работать в паре, коллективе;
3.
ценностно относиться к собственному труду.
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретѐт:
1.
конструктивные навыки и умения;
2.
умения изготавливать несложные конструкции и простые механизмы
по образцу;
3.
умение анализировать предмет.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
1.
создавать процесс конструктивной деятельности;
2.
первичные представления о робототехнике, еѐ значении в жизни
человека, о профессиях, связанных с робототехникой.
Обучающийся будет владеть:
1.
приѐмам сборки и программирования робототехнических средств.
Раздел № 2ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ.
2.1 Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Обучение проходит в отдельном кабинете.
Материально-техническое оснащение: в кабинете расположены наборы
робототехнических конструкторов, доска, место для конструирования
построек (столы, стулья (по количеству детей), технические средства
обучения (ТСО) – компьютер.
Технологические карты, схемы, образцы, чертежи.
7
Картотека игр.
Игрушки для обыгрывания.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Интернет ресурсы:
1.
Дополнительная
«Легоконструирование»
общеобразовательная
[Электронный
программа
ресурс]
URL:
http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou (дата обращения 05.06.2024 г.)
2.
Конструирование в детском саду [Электронный ресурс] URL:
http://www.edu54.ru (дата обращения 05.06.2024 г.)
3.
Рабочая программа «Робототехника» [Электронный ресурс] URL:
http://pandia.ru/text/78/021/1503.php (дата обращения 05.06.2024 г.)
4.
Лего – конструирование и дети [Электронный ресурс] URL:
http://pedrazvitie.ru/razdely/programmy_vospitateli/progr_kurudimova
(дата
обращения 05.06.2024 г.)
5.
Методика ЛЕГО – конструирования В ДОУ [Электронный ресурс]
URL: https://education.lego.com/ru-ru (дата обращения 05.06.2024 г.)
Методическая литература:
1
Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова
Ю.В. Шаульская Е.Л «Образовательная робототехника во внеурочной
деятельности дошкольников учеб.- метод. пособие» / М-во образования и
науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2020 г.
2
Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2021 г.
3
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании» - ИПЦ
Маска, 2021 г.
4
Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4
Творческий центр «Сфера», 2022 г.
Нормативно-правовая база.
8
М.:
Приказ
1.
Министерства
просвещения
и
воспитания
Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629
СП
2.
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения»
Федеральный
3.
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции от 07.10.2022)
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020г. №1441 «Об
4.
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Устав МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Надежда».
5.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
При реализации Программы с целью определения уровня и качества
освоения
воспитанниками
общеразвивающей
дополнительной
программы
общеобразовательной
проводятся
вводный
контроль,
уровне
подготовки
промежуточная аттестация и итоговый контроль.
Формы контроля:
1.
Вводный
контроль дает
информацию
об
обучающихся. При его проведении используются такие формы, как
собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний,
навыков и умений.
2.
темы,
Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения
раздела
следующие
и
формы
подготавливает
–
обучающихся.
(карточки-задания
и
Здесь
выполнение
используются
работы
по
предложенным схемам).
3.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме
показателей
за время
обучения в
объединении
и
предусматривает
выполнение комплексной работы.
4.
Педагогическое наблюдение – форма контроля, которая показывает
уровень усвоения материала в обучении ребенка в то время, когда он
работает или играет (один или вместе с другими детьми).
9
5.
Игра – это система творческих заданий, с помощью которых дети
учатся креативно мыслить.
6.
Конструирование по замыслу – это самостоятельное определение
детьми содержания конструкции и способов еѐ выполнения.
7.
Выставка - публичное представление достижений по результатам
освоения программы (конструктивное творчество).
Форма фиксации и отслеживания результатов: диагностическая карта, табель
посещаемости.
2.3 Методические материалы
В ходе реализации программы обучение проводится групповое и
фронтальное.
Алгоритм учебного занятия:
1.
организационный этап – создание эмоционального настроя;
2.
практический этап – подача новой информации на основе имеющихся
данных. Задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей. Отработка полученных навыков на практике. Динамическая
пауза;
3.
рефлексивный этап – обобщение, подведение итогов.
Используются методы и приемы:
1.
словесный (беседа, инструктаж, объяснение);
2.
наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
3.
практический (использование не практике полученных знаний и
увиденных приѐмов работы);
4.
репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
5.
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
6.
игровой (использование сюжета игр).
Технологии обучения:
10
1.
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются
готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой
они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные
знания и умения для решения жизненных задач.
2.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе
создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих
способностей, продуктивному сотрудничеству с другими обучающимися.
Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и
подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
3.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым
условием снижения утомляемости и перегрузки обучающихся.
4.
Информационно-коммуникационные
технологии
активизируют
творческий потенциал обучающихся; способствует развитию логики,
внимания, речи, повышению качества знаний; формированию умения
пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия
решения,
работать
со
всеми
видами
информации,
обеспечением, специальными программами и т.д.
2.4 Календарно – учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года
Количество учебных дней
1
Продолжительность
полугодие
учебных периодов
2
полугодие
1 год
36
72
02.09.2024
26.12.2024
09.01.2025
29.05.2025
Возраст детей, лет
5-8
Продолжительность занятия, академический
час
Режим занятий
Годовая учебная нагрузка, час
1
11
2 раза/нед.
72
программным
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
2
3
4
5
6
Наименование
мероприятия
«Здравствуй, детский сад!»
Викторина «День осени»
Праздник «День Матери»
«Новогодний карнавал»
«Ох уж эти колядки»
Викторина
«Вперед,
мальчишки!»
Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
7
Викторина «Дамы, вперед!»
8
Викторина
«Давайте
посмеемся!»
Апрель
День открытых дверей
Май
9
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
Ответственный
1
воспитатели
1
воспитатели
1
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие
для воспитателя. – М.: Просвещение, 2022. – 80 с.
2.
Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования
«Робототехника в детском саду» [Текст] // Инновационные педагогические
технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). —
Казань: Бук, 2021. — С. 230-232.
3.
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
2022 год.
4.
Книга для педагога - методическое пособие разработанное компанией
"LEGO Education".
5. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория. Учебно-методическое пособие. – СПб,
2021, - 59 с.
12
13