Пояснительная записка
Актуальность программы:
В последние десятилетия в нашей жизни происходят кардинальные изменения.
Наша жизнь требует появления свободного человека с чувством собственного
достоинства,
самостоятельного
в
принятии
решений,
способного
нести
ответственность за принятые решения. Успешно решить проблемы нашего
общества, сложного в экологическом, экономическом и духовно- моральном смысле,
смогут люди, которые владеют новым мышлением, творческим подходом,
принципиально иным складом личности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность системы Монтессори
заключается в том, что ребенку не навязывается чужой и чуждый ему опыт, а
позволяют реализовать его индивидуальную внутреннюю программу, дают ему
возможность развить собственную психику и интеллект.
Отличительной особенностью системы является свободная работа детей в
специально созданной предметно - пространственной среде (дидактический
Монтессори материал) при ограничении прямого воздействия воспитателя на детей,
а также принцип сензитивных периодов развития.
Направленность программы: социально - гуманитарная
Уровень освоения: общекультурный
Отличительные особенности:
1.
Свободная
работа
и игра детей с дидактическим материалом
Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейро - физиологических
процессов коры головного мозга.
2.
Ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и
коллективной работы в группе.
3.
собственной
Уважение со стороны взрослых к желанию ребенка, поддержку его
инициативы и предоставления возможности выбора предмета
познавательной деятельности.
4.
Принцип
разновозрастной
социального опыта, благодаря
разновозрастной группе.
организации
групп.
Разнообразие
взаимодействию и взаимообучению детей в
5.
Группа
организуются по принципу объединения детей школьного
возраста от 2-х до 7-ти лет.
Адресат программы:
Реализация данной программы рассчитана на
разновозрастную группу детей от 2 до 7 лет.
Срок реализации:1 год
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Санитарные правила СП
2.4.3648 - 20):
2 – 3 года – 10 занятий
3 – 4года – 10 занятий
4 – 5 лет – 10 занятий
5 – 6 лет – 10 занятий
6 – 7 лет – 15 занятий.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития у детей самостоятельной,
познавательной деятельности, умения делать выбор занятия и завершать начатое
дело.
Задачи программы:
1.
Достичь необходимого уровня самостоятельности в социальном
развитии детей и их способности свободно контактировать со взрослыми и
сверстниками.
2.
Предоставить каждому ребенку возможность индивидуально развивать
и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, стереогностическое
чувство, и т. д.
3.
Развивать у детей способность эстетического восприятия культурной
среды, музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4.
Через развитие сенсомоторики совершенствовать и расширять активный
словарный запас детей.
5.
Развивать математическое мышление детей, навыки счета и исчислений
в десятичной системе.
6.
Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать
их по этим признакам.
7.
Формировать предпосылки учебной деятельности (у детей старшего
дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими
задач начального общего образования.
Содержание программы
Учебный план 2024 – 2025 учебного года
темы
теория
практика
2-3
1.
2.
года
Упражнения в практической жизни (11)
Упражнения в сенсорной зоне (8)
33
24
по возник. интереса
по возник. интереса
1.
2.
3.
4.
5.
3-4 года.
Упражнения в практической жизни (3)
Упражнения в сенсорной зоне (6)
Упражнения в математической зоне (3)
Упражнения в космической зоне (1)
Упражнения в языковой зоне (5)
9
18
9
3
15
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
1.
2.
3.
4.
5.
4-5 лет
Упражнения в практической жизни (2)
Упражнения в сенсорной зоне (2)
Упражнения в математической зоне (8)
Упражнения в космической зоне (6)
Упражнения в языковой зоне (7)
6
6
24
18
21
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
1.
2.
3.
5-6 лет
Упражнения в математической зоне (6)
Упражнения в космической зоне (2)
Упражнения в языковой зоне (5)
36
12
30
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
1.
2.
6-7 лет
Упражнения в математической зоне (2)
Упражнения в языковой зоне (3)
темы
12
18
теория
по возник. интереса
по возник интереса
практика
2-4
3.
4.
года
Упражнения в практической жизни (11)
Упражнения в сенсорной зоне (8)
33
24
по возник. интереса
по возник. интереса
6.
7.
8.
9.
10.
3-4 года.
Упражнения в практической жизни (3)
Упражнения в сенсорной зоне (6)
Упражнения в математической зоне (3)
Упражнения в космической зоне (1)
Упражнения в языковой зоне (5)
9
18
9
3
15
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
5.
6.
7.
8.
6.
4-5 лет
Упражнения в практической жизни (2)
Упражнения в сенсорной зоне (2)
Упражнения в математической зоне (8)
Упражнения в космической зоне (6)
Упражнения в языковой зоне (7)
6
6
24
18
21
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
4.
5.
6.
5-6 лет
Упражнения в математической зоне (6)
Упражнения в космической зоне (2)
Упражнения в языковой зоне (5)
36
12
30
по возник. интереса
по возник. интереса
по возник. интереса
3.
4.
6-7 лет
Упражнения в математической зоне (2)
Упражнения в языковой зоне (3)
12
18
по возник. интереса
по возник интереса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2024 – 2025 год
Содержание различных общих занятий с детьми строится по блочному
принципу: тема, начатая в одном виде занятий, прослеживается во всех остальных
видах деятельности детей в этот период времени, что соответствует цельности
детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину.
Последовательность
направления
рассмотрения
познания
мира
отдельных
ребенком
-
учебных
от
блоков
себя,
исходит
из
расширяющимися
концентрическими сферами. При этом учитываются также сезонные изменения в
природе.
Для чтения и рассказывания детям используется также художественная
литература, стихи, пословицы, поговорки и загадки из различных действующих
программ дошкольного воспитания.
Раздел, тема
1
часы
2-3 года
Упражнения в практической
жизни:
1.Разворачивание и
сворачивание коврика
2.Открывание и закрывание
различных предметов
3
4.Пересыпание ложкой
3
3
3
8. Рамка с кнопками
3
9. Рамка с липучками
3
10.Рамка с молнией
3
11.Рамка с петлями
3
Упражнения в сенсорной
зоне:
1.Блоки цилиндров
3х ступ презентация
урок
материала
инвентарь
кл.
Монтессори
инвентарь
кл.
Монтессори
пособие кл.
Монтессори
инвентарь
кл.
Монтессори
инвентарь
кл.
Монтессори
инвентарь
кл
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материл
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
3х ступ презентация,
урок
наблюдения
3х ступ презентация,
урок
наблюдения
3х ступ презентация,
урок
наблюдения
3
6.Переливание из кувшина в
кувшин
2
оснащение
3х ступ презентация,
урок
наблюдения.
3
3
7. Рамка с пуговицами
Пиѐмы
организации
33
3.Сворачивание салфеток
5.Пересыпание из одного
кувшина в другой
Форма
занятий
3х ступ презентация,
урок
наблюдения
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
24
3
2.Розовая башня
3
3.Коричневая лестница
3
4.Красные штанги
3
5.Цветные таблички №1
3
6.Шершавые доски
3
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
1
2
3
4
5
7.Шершавые таблички
3
8.Геометрические тела
3
3-4 года
Упражнения в практической
жизни:
1.Рамка с ремнями
3
3
3.Рамка со шнуровкой
3
3
3
3.Ящик с тканью
3
4.Шумовые цилиндры
3
5.Геометрический комод
3
6.Конструктивные
треугольники №1,2,3.
Упражнения в
математической зоне:
1.Числовые красно-синие
штанги
2.Шершавые цифры
3
3.Счѐтный материал до 10
3
Упражнения в языковой зоне:
1.Каточки для пополнения
словарного запаса
2.Фигуры для пополнения
словарного запаса
3.Металлические вкладыши
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
18
2.Цветные цилиндры
Упражнения в космической
зоне:
1.Ботанический комод
презентация
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
9
2.Рамка с бантами
Упражнения в сенсорной
зоне:
1.Цветные таблички №2
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтесори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
9
3
3
3х ступ презентация
урок
3х ступ презентация
урок
3х ступ презентация,
урок
наблюдения
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессорим
3х ступ
урок
презентация
материал
Монтессори
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
3
3
15
3
3
3
презентация
презентация
1
2
3
4.Звуковые игры
3
5.Шершавые буквы
3
4-5 лет
Упражнения в практической
жизни:
1.Рамка с булавками
6
2.Рамка с большими крючками
3
Упражнения в сенсорной
зоне:
1.Биномиальный и
триномиальный кубы
2.Конструктивные
треугольники № 4,5.
Упражнения в
математической зоне:
1.Настольные числовые красносиние штанги
2.Веретѐна
3.Цифры и чипсы
4.Карточки для введения в 10тичную систему
5.Бусы из банка «Золотой
материал»
6.Банк «Золотой материал»
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
8.Цветные цепочки
3
3.Глобус, «Вода-суша»,
«Континенты»
4.Набор «Остров-полуостров»
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
24
3
2.Набор земные стихии
презентация
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
6
7.Доски Сегена № 1,2
Упражнения в космической
зоне:
1.Набор профессий
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
18
3
3
3
3
презентация
презентация
презентация
материал
Монтесори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
5
1
2
3
5.Животный мир континентов
3
6.Модель тела человека
3
Упражнения в языковой зоне:
1.Подвижный алфавит №1
21
3
2.Заглавные буквы
3
3.Первое чтение с буквами
3
4.Классификация
3
5.Картинка-слово
3
6. Картинка-предложение
3
7.Ящик с манкой для
тренировки письма
5-6 лет
Упражнения в
математической зоне:
1 Игра с марками
3
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3х ступ
урок
3х ступ
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
карточки
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
инвентарь
Монтессори
36
6
2.Малые счѐты
6
3.Цепочка «Сотня»
6
4.Доска с полосками на
сложение
5.Доска с полосками на
вычитание
6.Цепочка «Тысяча»
6
Упражнения в космической
зоне:
1.Планеты солнечной системы
12
6
6
6
2.Часы
6
Упражнения в языковой зоне:
1.Чтение с одной сложностью
30
6
2.Чтение с предметами
6
3.Подвижный алфавит №2
6
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
4.Чтение слов с несколькими
сложностями
5.Определение частей речи
1
2
6-7 лет
Упражнения в
математической зоне:
1.Игра в змею на сложение
6
6
6
6
Упражнения в языковой зоне:
1.Выделение частей речи
18
6
Всего:
презентация
презентация
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
12
2.Игра в змею на вычитание
2.Подвижный алфавит №2
3.Набор картинок для
свободного чтения
урок
3х ступ
урок
3х ступ
урок
6
6
3х ступ
урок
3х ступ
урок
презентация
3х ступ
урок
3хст ур
3х ступ
урок
презентация
презентация
презентация
презентация
материал
Монтессори
материал
Монтессори
материал
Монтессори
м. Монтесс
материал
Монтессори
252
Планируемые результаты
В группе по системе Монтессори к 7 годам дети приобретают:
Личностные результаты:
ребенок получает адекватный и максимально полный для своего
возраста образ окружающего мира – природы, культуры и общества, образ самого
себя и своего места в мире
положительно относиться к окружающим детям и взрослым независимо
от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав
и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды
деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать
личное время).
Метапредметные результаты:
навыки самостоятельной, познавательной деятельности, умения делать
выбор занятия и завершать начатое дело;
знают средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
приобретут способность решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы, адекватные возрасту).
Предметные результаты:
осваивают первоначальное письмо и чтение, имеют элементарные
математические представления.
Раздел №2.
Организационно – педагогические условия
2.1
Условия организации программы
2.1.1
Материально-техническое обеспечение:
Подготовленная среда включает в себя:
- Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков
и навыков самообслуживания.
- Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.
- Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.
- Пространство с материалами для упражнений в развитии математических
представлении.
- Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и
культуры.
Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных
навыков и навыков самообслуживания
Помещения
для
организации
образовательного
процесса
оснащены
экологичной ростовой мебелью для детей, полным комплектом автодидактических
монтессори-материалов
и
оборудованием
для
обеспечения
оптимальной
двигательной активности в течение дня, материалами для творчества, подборкой
литературы для детей и родителей, техническими и иными средствами обучения.
Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное
для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, ищу для
детского ума.
Среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей раннего возраста с учѐтом особенностей каждого, охраны и укрепления их
здоровья, а так же возможность общения взрослых с детьми и детей друг с другом,
двигательной активности, возможности для уединения и отдыха.Материалы
содержат возможность самоконтроля. Все они косвенно способствуют концентрации
внимания и развитию мелкой моторики руки, что способствует совершенствованию
различных мозговых функций.
Пространство с материалами для упражнений:
1.
Материалы для упражнений в развитии чувств (сенсорное развитие);
2.
Материалы для упражнений в развитии родного языка (базовый набор):
3.
Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов
языка
- слова в трех коробочках
- карточки «предмет-картинка»
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)
4. Материалы для подготовки руки к письму
-металлические рамки-вкладыши
5. Материалы для формирования образа буквы
- тактильные или шероховатые буквы
- большой подвижный алфавит
- малый подвижный алфавит
6. Материалы для первоначального чтения и списывания
- коробки «картинка-слово»
- коробка с карточками для механического чтения и списывания
- коробка с карточками для чтения номенклатуры и списывания слов
- коробки с карточками для чтения фраз «Приказания»
- коробки для выразительного чтения, диалогов-драматизаций
Пространство с материалами для упражнений в развитии математических
представлений
Большое
значение
в
умственном
воспитании
детей
имеет
процесс
самоформирования их элементарных математических представлений. В основе
подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие
«материализованные абстракции» - так называла М. Монтессори специальный
дидактический
материал,
предназначенный
для
упражнений
в
математике.
Наглядно-действенное мышление дошкольника находит опору в работе с этими
«материализованными
абстракциями».
Десятичную
систему
счисления,
арифметические действия, элементарную геометрию ребѐнок проживает через
целенаправленную деятельность с математическими Монтессори-материалами.
2.1.2
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
В ходе реализации программы обучение проводится индивидуально и по
подгруппам. Используются методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012
№273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, МО и науки Российской Федерации, 17.10.2013 №1155;
• «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20»);
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки
России от 11.12.2006г.№06-1844.
Список литературы:
1.
М. Монтессори «Дом ребѐнка». Метод научной педагогики – М:
Астраль: АСТ, 2006г.
2.
М. Монтессори, «Дети – другие».М. Монтессори, пер. с немецкого – М.
Карапуз, 2004г.
3.
М. Монтессори «Начальное обучение. Мой метод» - М: астраль, 2010г.
4.
М. Монтессори «Самовоспитание и самообучение в начальной школе»
М.Монтессори – М: Московский Монтессори – центр, 1993г.
5.
М. Монтессори «Впитывающий разум» - Спб. Благотворительный фонд
«Волонтѐры», 2009г.
6.
М.Монтессори, Ю. И. Фаусек «Математика по методу Монтессори для
детей 5 – 8 лет» - открытое издательство «Народная книга», 2013г.
7.
М .Г. Сорокова Система М. Монтессори « Теория и практика»
8.
Ю. И. Фаусек «Педагогика М. Монтессори – М: Генезис, 2007г.
9.
Е. А. Хилтунен « Практическая Монтессори – педагогика» М: АСТ,
2010г.
10.
Г. Любина «Обучение дошкольников языку чувст», Дошкольное
воспитание, 1996г.
11.
Выготский
Л.С.
«Проблемы
общей
психологии»
Собрание
сочинений,1982г.
12.
Афанасьева Т.И. «Учить по Монтессори». Из опыта работы, М. 1996г.
13.
Любина Г. А. «Исползование элементов Монтессори в развитии речи
детей». Минск,1998г.
14.
Пермякова Л. В. «Основные упражнения практической жизни»,
Снежинск 2004г.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации:
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки
используются следующие виды и формы контроля:
1.
Вводный контроль. При его проведении используются такие формы, как
собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков
и умений.
2.
Итоговый
контроль.
К
формам
данного
контроля
относятся:
собеседование и диагностическая беседа для выявления полученных знаний,
навыков и умений.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам приводим
карту возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе
Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей.
Направление развития
номера шести полугодовых периодов за
время пребывания ребенка в группе 3-х
до 6-ти лет.
Социально-личностное развитие
I Социализация
Отвечает на приветствие (Доброе утро!
Как дела?), говорит и воспринимает слова
«пожалуйста», «спасибо», «извините»
Принимает
сверстников.
помощь
педагога
и
Просит о помощи, если она необходима.
По собственной инициативе способен
оказать помощь
Старается тихо передвигать стул и
закрывать дверь, не мешая другим.
Относится с уважением к работе других
детей, не причиняя вреда.
Рассказывает о доме друзьям и
педагогам
Демонстрирует добрые чувства по
отношению к другим детям.
Принимает участие в дискуссиях, умеет
слушать
других,
сообщает
новую
информацию.
2 Самообслуживание и забота об
окружающей обстановке
Следует
простым
правилам
безопасности.
Сам завязывает шнурки и застегивает пуговицы
Сам убирает со стола, сворачивает рабочий коврик, вытирает за собой
краску, пролитое молоко или сок.
Без напоминания задвигает стул к столу
после того, выхода из-за стола.
3 Самодисциплина
Способен сам выбрать себе работу
Завершает начатое дело до конца.
Концентрирует внимание на работе с
материалом не менее 10 минут.
Работает самостоятельно, не мешая
другим
Без напоминания убирает материал
после выполнения задачи.
Выслушивает объяснения взрослого и
внимателен к презентации материала.
Познавательно-речевое развитие
Познание с помощью органов чувств
Может
различать
и
подбирать
одинаковые:
цвета,
геометрические
формы, цифры, буквы
Может
собирать
по
принципу
уменьшения/увеличения
Самостоятельно
выстраивает
сериационный ряд цветов от темного к
светлому.
Определяет
соответствия
понятиям
«больше-меньше»,
«длиннее-короче»,
«толще-тоньше»,
«шероховатыйгладкий»
Знает и понимает «лево-право»
Знает названия 12 цветов
Знает названия геометрических форм:
круг,
квадрат,
прямоугольник,
параллелограмм,
трапеция,
овал,
многоугольники
Знает названия геометрических тел: шар,
куб, конус, призма, цилиндр, овоид,
эллипсоид.
Навыки письма.
Умеет обводить и штриховать с
помощью рамок и вкладышей
Знает отдельные буквы.
Пишет отдельные буквы.
Составляет слова из подвижного
алфавита.
Пишет все буквы.
Переписывает слова с карточки
Навыки
чтения
и
восприятия
прочитанного текста.
Складывает отдельные буквы в слоги и
читает их
Читает короткие слова.
Читает отдельные слова с трудностями
Читает предложениями.
Читает с пониманием короткий рассказ
вслух.
Читает с пониманием короткий рассказ
«просебя».
С удовольствием слушает сказки и
истории, прочитанные взрослыми.
Может ответить на
вопросы к
прослушанному тексту
Элементарные
математические
представления и навыки счета.
Считает устно от 1до 10.
Знает цифры от 1 до 10
Понимает значение чисел от 1 до
_________
Различает четные и нечетные числа от 1
до 10
Считает десятками, парами, пятерками
Определяет разряды чисел: единицы,
десятки, сотни, тысячи.
Складывает с
помощью
счетного
материала
Вычитает
с
помощью
счетного
материала
Умножает и делит с помощью счетного
материала
Выполняет некоторые арифметические
действия без счетного материала.
Знает дни недели, месяцы, времена года
Определяет
время:
час,
полчаса,
пятнадцать минут, пять минут
Знание о себе и об окружающем мире
Знает и может назвать свое имя,
фамилию и возраст.
Может назвать имена своих родителей,
их профессию
Знает название родного города, страны,
может раскрасить флаг России.
Называет свой домашний адрес.
Классифицирует мир животных, мир
растений, мир человека.
Различает и называет части растения
(корень, лист, стебель/ствол цветок,
плод)
Классифицирует растения по видам
(деревья, кустарники, травы)
Может определить вид животных (рыба,
птица,
насекомое,
рептилия,
земноводное, млекопитающее)
Определяет части тела человека и
животного и умеет их называть.
Дифференцирует предметы по их
физическим свойствам ( твердый-жидкийгазообразный; с магнитными свойствами
и без; плавает-тонет; растворяется – не
растворяется)
Различает понятия «вода – суша»
Знает и называет название континентов
и отдельных стран.
Находит на географической карте
Российскую Федерацию, ее столицу и
свой родной город.
Знает
и называет представителей
животного и растительного мира родного
края.
Календарный план воспитательной работы:
СЕНТЯБРЬ.
МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ
Мы начинаем работу с этого блока, так как в начале учебного года важно
наладить контакт с детьми, разговорить их, особенно тех, кто пришел впервые.
Легче всего им говорить о самом близком и родном - своей семье, тем более, что и
мысли
все
после
каникул
заняты
этим.
Знакомимся
с
новыми
детьми,
систематизируем знания о составе семьи, занятиях дома, домашних животных и
растениях.
Занятия этого блока могут проводиться без деления детей на подгруппы по
возрастам. В занятиях по изодеятельности, ручному труду, обучению навыкам
практической жизни тематика занятий может быть общей, но содержание работы
разных детей отличается по сложности требуемых навыков.
Примерный перечень занятий
1 .Космическое воспитание:
семейное дерево;
мой семейный альбом.
2.Социальное воспитание:
члены моей семьи (имена и родственные отношения);
кто что любит;
домашние обязанности и взаимопомощь в семье;
профессии членов семьи;
забота о старых и малых;
как мы отдыхаем;
домашние растения и уход за ними;
заботимся о домашних питомцах.
3.Обучение навыкам практической жизни:
делаем салат;
стираем;
моем посуду;
делаем уборку;
ухаживаем за домашними цветами.
4.
Изодеятельностьи ручной труд:
рисуем свою семью, свою квартиру;
лепим свои игрушки, домашних животных, посуду;
украшаем посуду, делаем орнамент на обоях;
конструируем мебель (из бумаги, коробок и т.п.);
изготовление коврика из полосок цветной бумаги.
5.
Развитиеречи:
пальчиковые игры («Этот пальчик - дедушка...»)
« разучивание стихов Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», Е.Благинина «Вот
какая мама», "Посидим в тишине», "Огонек», О.Бедарев «Кто чей?», А.Барто «До чего
хитра?», «Игрушки», М.Лермонтов «Спи, младенец», К.Чуковский «Федорино горе»,
чтение и рассказывание сказок и рассказов (Гримм «Три брата», Л.Толстой «Кто
лучше всех?», Гимберт «Маленькие помощницы», Гулей «Сестрички» и т.п.
6. Сюжетно-ролевые игры
«Накорми куклу обедом»,
«Уложи куклу спать»,
«Сварим обед»,
«Дочки-матери».
7 .Драматизации:
Э.Успенский «Все в порядке».
МОЙ ДЕТСКИЙ САД
Знакомство с детским садом, с работниками детского сада и их профессиями.
Правила поведения в детском саду. Этот блок должен помочь ребенку
адаптироваться к детскому саду. Занятия этого блока могут проводиться без
деления детей на подгруппы по возрастам. В занятиях по изодеятельности,
ручному труду, обучению навыкам практической жизни тематика занятий может
быть общей, но содержание работы разных детей отличается по сложности
требуемых навыков.
Примерный перечень занятий.
1.Космическое воспитание:
моя группа;
другие группы детского сада;
кто нас кормит;
кто нас лечит;
кто нас учит (музыка, рисование, физкультура, английский);
кто нам стирает;
кто поддерживает чистоту и порядок;
заведующая, завуч, завхоз.
2.Социальное воспитание:
обращение и знакомство;
приветствия и прощания;
благодарность и извинение;
просьба и отказ;
имена и профессии сотрудников детского сада;
береги труд взрослых и детей;
наши правила.
3.Обучение навыкам практической жизни:
делаем уборку в группе;
моем посуду;
помогаем малышам.
4.Изодеятельность:
рисуем свой детский сад, группу, воспитателей, детей и т.п.;
лепим и изображаем с помощью аппликации, украшаем орудия труда
сотрудников детского сада;
конструируем мебель детского сада, делаем макет группы и здания детского
сада;
изготавливаем поделки для украшения группы;
подклеиваем книжки.
5. Развитие речи:
чтение и разучивание стихов (Г.Ладонщшсов «Мои друзья от А до Я»,
Б.Заходер «Портниха», «Повара», А.Бродский «Новичок», Н.Найденова «Ольга
Павловна», «Новая девочка», О.Высотская «В нашем детском саду»;
чтение и рассказывание (Н.Калинина «Первый день в детском саду»,
Н.Забила «Ясочкин садик» и тл.).
6. Сюжетно-ролевыеигры:
у кукол музыкальное занятие;
больница;
детский сад.
7. Драматизации:
«Айболит»
8. Экскурсии:
другие группы;
кухня;
музыкальный зал;
мед кабинет;
педкабинет;
кабинеты заведующей и завхоза, комната кастелянши.
ОСЕНЬ
В блоке «Осень» для нас важно, чтобы дети осознали осень как подведение
некоторых итогов летнего труда людей, период подготовки природы и людей к
зимним трудностям, а также ощутили увядание и замирание природы как
необходимый и закономерный этап жизни.
Занятия этого блока могут проводиться без деления детей на подгруппы по
возрастам. В занятиях по изодеятельности, ручному труду, обучению навыкам
практической жизни тематика занятий может быть общей, но содержание работы
разных детей отличается по сложности требуемых навыков.
Мы стараемся как можно чаще занятия этого блока проводить на природе,
выходить на прогулки и экскурсии в лес, собирать природный материал, а затем
рассматривать и систематизировать его в группе.
Примерный перечень занятий.
1.Космическое воспитание:
изменения в неживой природе;
растения осенью;
животные осенью;
изменения в одежде людей;
труд людей осенью.
2.Социальное воспитание:
3.Обучение навыкам практической жизни:
чистим и режем овощи;
учим малышей обращаться с новыми застежками; чистим обувь и одежду;
стираем одежду.
4. Изодеятельность и ручной труд:
рисование «Осень в природе», «Осеннее настроение», «Осенний ветерок»,
«Осенний дождь»;
аппликация «Лес осенью», «Золотая осень», «Фрукты в вазе»;
лепка овощей и фруктов, грибов и ягод, зимующих и перелетных птиц;
поделки из природного материала, изготовление кормушек.
5. Развитие речи:
пальчиковые игры («Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел...»);
чтение и разучивание стихов (Мирович «Листопад», О.Высотская «Осень»,
А.Плещеев «Осень», А.Пушкин, А.Майков, А.Блок, С.Погорельский «Хлеб - всему
голова» и др.);
чтение и рассказывание (В.Сухомлинский «В поле», И.Соколов - Микитов
«Русский лес», рус. нар. сказка «Три поросенка»).
6.Драматизации:
«Три поросенка»;
7.Экскурсии:
осенний лес, огород осенью, собираем осенний гербарий семян и листьев;
8.Наблюдения:
изменения в погоде, разноцветная осень, насекомые осенью, наблюдения за
птицами, сезонными явлениями в природе (дождь, туман, ветер, ледок на лужах,
изморось).
ОКТЯБРЬ
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
1.Космическое воспитание:
понятие о природе; отличие природных объектов от искусственных;
отличие живого от неживого;
объекты живой (растения, животные, человек) и неживой (четыре стихии)
природы.
2.Социальное воспитание:
роль человека в природе, экология.
3. Обучение навыкам практической жизни:
уход за природными объектами в группе и на участке.
4.Изодеятельность и ручной труд:
рисование «Пейзаж»;
поделки из природного материала.
5.Экскурсии:
в лес, на луг, к озеру.
6.Наблюдения:
от чего зависит погода;
как приспосабливаются растения и животные друг к другу и к природным
условиям;
следы пребывания человека в природе.
ЗЕМЛЯ КАК ЧАСТЬ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1 .Космическое воспитание:
состав земли, глина, песок, камни, почва;
значение почвы для живых организмов;
полезные ископаемые;
земледелие.
2.Социальное воспитание:
экология почвы;
знакомство с профессиями земледелия и геологии.
3.Обучение навыкам практической жизни
уход з а почвой для комнатных растений;
подготовка почвы для рассады.
4.Изодеятельность и ручной труд:
рисование «Горный пейзаж»
изготовление макета.
5.Наблюдения:
виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;
эксперименты по посадке растений в различные почвы.
6.Экскурсии:
в лес, на берег озера, к болоту;
поездка с родителями в пещеры.
МОЙ ГОРОД
Основной задачей этого блока является уточнение знаний детей о родном городе,
их систематизация. Малыши называют улицы нашего города. Дети учатся
ориентироваться на плане города, учат свой домашний адрес и адрес своего детского
сада. Происходит также знакомство с общественными зданиями, с профессиями
людей, которые там работают, с городским транспортом и правилами поведения на
улицах города.
Примерное содержание занятий
1 .Космическое воспитание:
это мой город;
общественные учреждения города;
город живет и строится;
городской транспорт.
2. Социальное воспитание:
во дворе, на улице, на дороге;
в магазине, поликлинике, библиотеке;
в театре, кино, на концерте;
в транспорте.
3. Изобразительная деятельность и ручной труд:
рисуем, свою улицу, свой дом, наше озеро, транспорт;
лепим свой дом, машины;
делаем аппликации на темы «Транспорт», «Моя улица».
изготавливаем из бумаги и картона, спичечных коробков свой дом, макет города
или улицы.
4. Развитие речи:
чтение и разучивание стихов (В.Маяковский «Кем быть?», Б.Житков «Что я
видел?», С.Маршак «Книжка про книжку», «Светофор»);
чтение и рассказывание (В.Драгунский
«Денискины рассказы», В.Носов
«Автомобиль», «Метро»).
5. Сюжетно-ролевые
магазин;
школа;
больница;
моряки;
шофер и пассажиры;
библиотека.
игры:
6. Драматизации:
«Айболит».
7.Экскурсии:
по улицам города;
в магазин;
в больницу;
в библиотеку;
в парикмахерскую;
на стройку.
8.Наблюдения:
наблюдаем за работой людей разных профессий, нужных городу;
наблюдаем за движением городского транспорта.
наблюдаем за движением городского транспорта.
МОЙ КРАЙ
Основной задачей этого блока является постепенное расширение в сознании
детей понятия «Родина», отнесение нашего города к географической структуре
более широкого порядка.
Для нас важно .чтобы дети и сориентировались на карте, и
получили некоторое представление о том, чем знаменит наш край, а также
узнали растительный и животный мир его.
Примерный перечень занятий.
1 .Космическое воспитание:
ориентация на карте
беседа со старшими детьми о городах
животные нашего края;
растения нашего края;
климат нашего края.
2.
Социальное воспитание:
3.
Изодеятельность
рисуем пейзажи с озерами, горами;
лепим животных нашего края;
изображаем с помощью аппликации растения нашего края;
знакомимся с нар одно-прикладным искусством
4.
Развитие речи:
чтение и рассказывание, разучивание стихов (сказы Бажова, рассказы
и ручной труд:
Е.Пермяка, стихи. Татьяничевой).
5.Экскурсии:
на озеро;
поход в лес, на Лысую гору (с родителями).
НОЯБРЬ
ВОДА
Вода рассматривается как одна из четырех стихий. Изучаются физические и
химические свойства воды. При этом максимально используются средства и способы
наглядно иллюстрирующие эти свойства, позволяющие детям не только увидеть их
проявления,
но
и
провести
какие-то
опыты
самим.
Широко
применяется
моделирование, в том числе эмпатическое, при котором ребенок проживает ситуацию
изнутри. Обсуждаются вопросы биологического значения воды для растений,
животных, человека, формы существования воды в природе. Говорится также об
использовании воды человеком и об экологии.
1. Социальное воспитание:
гигиена кожи;
уход за зубами;
зачем нужно мыть овощи и фрукты;
поведение на воде, на тонком льду;
экология водоемов.
2. Изодеятельность и ручной труд:
рисуем воду в природе (река, озеро, дождь, родник, снег,облако, туча, иней,
роса и др.);
лепим сосульки, снежные комочки, снеговика;
аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик»,«Морские жители»; в
вырезание снежинок, изготовление корабликов из разных материалов.
3. Развитие речи:
в чтение и разучивание стихов (А.Пушкин «Ветер по морю гуляет»,
И.Токмакова «Дождик», С.Марщак «Кораблик», «Мыльные пузыри», А.Барто
«Любитель-рыболов» и др.);
чтение и рассказывание (Б.Житков «Наводнение» .А.Толстой «Акула», рус. нар.
сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.)
4. Сюжетно-ролевые игры:
моряки;
5. .Наблюдения:
наблюдаем природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, тучи,
иней и др.); в наблюдаем природные объекты, связанные с водой
(озеро,родник).
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ
Этот блок строится аналогично блоку «Осень» с учетом дальнейших сезонных
изменений в природе.
МОЯ СТРАНА
Основной задачей этого блока является расширение представлений ребенка о
родине - от малой родины, города, края до России; воспитание патриотического
чувства, уважительного отношения к разным народам и разным обычаям.
Примерный перечень занятий.
1 .Космическое воспитание:
очертания нашей страны на карте и глобусе;
столица России - Москва;
страницы истории нашего государства и народа;
разнообразие природных условии нашей страны, климатические пояса,
растительный и животный мир;
замечательные города нашей страны;
полезные ископаемые и промышленность;
народы, населяющие нашу страну;
народное творчество.
страницы истории нашего государства и народа;
разнообразие
природных
условий
нашей
страны,
климатические
пояса,
растительный и животный мир;
замечательные города нашей страны;
полезные ископаемые и промышленность;
народы, населяющие нашу страну;
народное творчество.
2. Социальное воспитание:
общественное устройство России, флаг, герб, гимн.
3. Изодеятельность и ручной труд:
конструирование «Кремль»;
декоративная роспись в народном стиле (Хохлома, Городец, Гжель, Жостов и
т.п.);
аппликация «Русский народный костюм», «Панорама России».
4. Развитие речи:
С.Баруздин «Страна, где мы живем», Н.Забила «Наша Родина» и др.
рассказы детей о поездках во время отпуска.
ДЕКАБРЬ
ЗИМА
В блоке «Зима» для нас важно, чтобы дети осознали зиму, как период
необходимого покоя, отдыха перед последующим периодом бурного роста и
развития, ощутили замирание природы как необходимый и закономерный этап,
который проходит благополучно, если к нему хорошо подготовились. В этот же блок
входит подготовка к празднованию Нового года, знакомство с новогодними
традициями, разучивание стихов и песен, изготовление подарков и украшений для
елки. Беседуем мы с детьми и о Рождестве.
Занятия этого блока могут проводиться и без деления детей на подгруппы. В
процессе таких общих уроков старшие дети вспоминают и тематизируют свои знания
и наблюдения в процессе беседы с педагогом, а младшие их слушают и узнают что-то
новое.
Мы стараемся как можно чаще занятия этого блока проводить на природе,
выходить на прогулки и экскурсии в лес, а в рождественские каникулы у нас
традиционными становятся походы детей, педагогов и родителей к лесной нов ого
дней елке.
Примерный перечень занятий.
1 .Космическое воспитание:
6. изменения в неживой природе;
7. растения зимой;
8. животные зимой;
9. изменения в одежде людей;
10. труд людей зимой; '
11. традиции новогоднего праздника.
2.
Социальное воспитание.
3.
Изодеятельность
и ручной труд.
12. рисуем зимние пейзажи, животные в зимнем лесу, праздник нового года,
снеговиков, новогоднюю елку и т.д.;
в лепим игрушки на ежу, сосульки, Деда Мороза, Снегурочку, снеговика, елку;
аппликация «новогодняя елка», «Дед Мороз»,«Снегурочка» и т.п.;
вырезаем и клеим игрушки на елку.
4. Развитие речи:
наряжаем ѐлку;
«Дед Мороз и Снегурочка» и др.
5. Наблюдения:
наблюдение изменения в наживой природе (снегопад, небо, снежный покров);
наблюдение за птицами;
наблюдение следов птиц и животных на снегу.
ЯНВАРЬ
ВОЗДУХ
Воздух рассматривается, как одна из четырѐх стихий. При этом обращается внимание
на его физические и отчасти химические свойства (модель молекулярного строения).
Дети осознают в процессе занятий по этому блоку значение воздуха для всего живого
на Земле, и особенно - для человека. Воздух предстаѐт как явление природы, которое
может обладать грозной силой, но может и быть использовано человеком.
Все занятия этого блока проводятся с опорой на жизненный опыт детей и на
приводимые во время занятия простые и очевидные эксперименты.
Примерный перечень занятий
1. Космическое воспитание:
физические свойства воздуха;
построение модели молекулярного строения воздуха;
ветер в црироде; »
экология воздуха.
2.
Социальное воспитание:
3.
Изодеятельность и ручной труд:
рисуем ветер(легкий, сильный, смерч и ураган) птиц, летательные аппараты и т.д.;
лепим птиц, самолѐты, ракеты и т.д.;
конструирование из бумаги: вертушки .парашюты, змейки, самолѐты;
работа воздуха;
симметричное вырезание бабочек, стрекоз и т.д.
4.
Развитие речи:
чтение
и
разучивание
стихов:
Л.Никалаенко
«Бумажная
вертушка»,
И.Даренский «Весѐлые качели», М.Карем «Мой змей» «Никто не видел ветер» и
т.п.
чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир»-«О чѐм рассказал
ветер», «Два ветра», детское справочное издание «Почемучка»- «Для чего
проветривают комнату?», «А воздух совсем ничего не весит?»; «История
воздушного змея» и т.д.
5. Сюжетно -ролевые игры:
«Лѐтчики»,«Космонавты» и т.д.
6. Наблюдения:
качающиеся деревья, движение облаков, наблюдение за флюгером, за рябью на
воде.
«Лѐтчики»,«Космонавты» и т.д. 6.Наблюдения:
качающиеся деревья, движение облаков, наблюдение за флюгером, за рябью на воде.
ОГОНЬ
Рассматривается как одна' из четырѐх стихий аналогично соответствующим
блокам - вода, воздух, земля. Дети знакомятся со свойствами огня, существованием
огня в природе, его силой и неукротимостью. Обращается внимание на значение огня
для человека, возможности его использования и правила обращения с огнѐм.
Примерный перечень занятий
1.Космическое воспитание:
свойства огня;
горючие и не горючие вещества;
огонь в природе;
использование огня человеком.
2.
Социальное воспитание:
обращение со спичками, с газовой плитой;
правила пользования электроприборами;
огонь - друг, огонь - враг. Как вызвать пожарную охрану?
разведение костров и меры предосторожности;
3.
Изодеятельность и ручной труд:
рисуем пожар, костѐр, свечу, солнце, вулкан;
лепим пожарную машину, свечу;
аппликация горящего костра, свечи, пожара, пожарной машины.
4.
Развитие речи:
чтение и разучивание стихов:С.Я.Маршак «Кошкин дом»,потешка «Кошкин дом»;
чтение
и
пересказывание
:Л.Н.Толстой
«Пожарные
собаки»детское
справочное издание «Почемучка»-«Почему зажигается спичка?», «Можно ли
поймать солнечный лучик?» , «Что горит в лампочке?», «Пожарник».
5.
Сюжетно-ролевые игры:
«Пожарные».
6.
Наблюдения:
за горящей спичкой, свечой, костром;
за лампой, фонариком;
за солнцем, молнией.
ФЕВРАЛЬ
ЖИВОТНЫЕ
Блок «Животные» - обобщающий. Сведения о животных, знакомство с ними
происходит у детей и в ряде других блоков: мой край, моя страна, планета Земля,
сезоны, живая и неживая природа.
1 .Космическое воспитание:
кто такие животные? Строение тела животных.
животные домашние и дикие.
многообразие мира животных (рыбы, птицы, наземные животные).
приспособляемость животных к окружающей среде, в рост и развитие животных.
2.
Социальное воспитание:
защита животных; животные Красной книги; » уход за домашними животными.
3.
Изодеятельность и ручной труд:
лепим животных; а аппликация «Хвосты, лапы, уши»;
оригами «Бумажный зверинец».
4.
Развитие речи:
Л.Толстой «Собака Розка», «Лев и собачка», А.Толстой «Акула», рассказы
Бианки, Дж.Даррелла;
драматизации «Теремок», «Колобок»
5.
Наблюдения:
наши домашние питомцы; « птицы на участке детского сада и в лесу.
ЧЕЛОВЕК
Блок «Человек» очень объѐмен, и делится на две смысловые части:
человек как часть живой природы и потребности человека.
В первой части рассматривается анатомическое строение человека, его рождение
и развитие, охрана здоровья, а также очень коротко говорится о происхождении и
историческом развитии человека. Для нас важно, чтобы ребенок осознал свое место в
мире живой природы, неотъемлемое родство с ней, прислушался к своему телу,
ощутил и осознал его, научился о нем заботиться.
Занятия этого блока проводятся при постоянном обращении к своим
ощущениям, к рассматриванию и ощупыванию себя и друг друга. Используется также
рассматривание иллюстраций и моделирование отдельных процессов.
Примерный перечень занятий
1. Космическое воспитание:
общее строение тела человека;
как человек появился на свет;
индивидуальное развитие и рост человека;
опора тела и движение;
пищеварение и правильное питание;
дыхание;
кровеносная система и сердце;
удаление из организма вредных веществ;
органы чувств; о как беречь здоровье.
2.
Социальное воспитание:
кровеносная система и сердце;
удаление из организма вредных веществ;
органы чувств;
как беречь здоровье.
3. Социальное воспитание:
4. Изодеятельности и ручной труд:
рисуем: «Ребенок и взрослый»; «Инопланетянин»
лепим: « Мой друг»
аппликация: «Внутренние органы».
5. Развитие речи:
чтение и разучивание стихотворений: Д.Хармс «Весѐлый старичок», А.Барто «Я
расту», Г.Остер-стихи;
чтение и пересказывание: энциклопедия для детей «Я расту», Е.Пермяк «Для чего
руки нужны», «Про нос и язык».
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки - матери», «Семья», «Больница» и т.д.
7. Наблюдения:
наблюдение своих ощущений через органы чувств;
наблюдение за собственным ростом.
МАРТ
РАСТЕНИЯ
Аналогично блоку «Животные» данный блок также является обобщающим.
Здесь приводятся в систему и повторяются полученные ранее детьми знания и
представления.
Примерный перечень занятий
1.
.Космическое воспитание:
Что такое растения? Приспособление растений к природным условиям;
значение растений в природе, для жизни животных и человека;
многообразие мира растений (цветы, травянистые растения; деревья, кустарники;
грибы, мхи, лишайники; водные растения);
рост и развитие растений;
возделывание культурных растений.
2. Социальное воспитание:
экология растений, растения Красной книги;
уход за комнатными растениями.
3. Обучение навыкам практической жизни:
уход за комнатными растениями;
выращивание рассады.
4.Изодеятельность и ручной труд:
5. Наблюдения за комнатными растениями.
ВЕСНА
В блоке «Весна» мы хотим не просто познакомить детей с одним из времѐн года.
Мы стремимся, чтобы ребѐнок, выходя на улицу, узнавал и чувствовал весну, чтобы
он мог видеть, что каждый день в природе происходит что-то новое и удивительное,
чтобы ощутил и осознал весну как период обновления и возрождения. Эта же идея
присутствует и в разговоре о празднике Пасхи. В то же время, весна время горячее,
время напряжѐнного труда человека на земле, когда закладываются основы будущего
урожая, будущего благополучия.
Занятия этого блока могут проводиться и без деления детей на подгруппы. В
этом случае старшие вспоминают и систематизируют в беседе с педагогом свои
знания о весне, младшие их слушают и узнают что-то новое, при этом каждый
усваивает столько, сколько ему под силу.
Очень большая часть занятий этого блока сопровождается наблюдениями в
природе, экскурсиями. Мы стараемся читать детям больше стихов, лирических
миниатюр в прозе о весне.
Примерный перечень занятий
1. Космическое воспитание:
изменения в неживой природе;
растения весной;
животные весной;
изменения в одежде людей;
труд людей весной.
2. Социальное воспитание:
3. Изодеятельность и ручной труд:
рисуем «Весна в природе», «Весенний ветер», «Весенняя капель», «Первые
листочки», «Первые цветочки», «Прилет птиц» и т.п.
лепим животных и птиц;
аппликация «Ветки в вазе», «Почки на кустах и деревьях»;
конструирование из бумаги: кораблики, тюльпаны, и т.д.
4. Развитие речи:
читаем и разучиваем стихи: А.Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «В мае»,
«Ласточка», Г.Ладонщиков «Помогаем весне», Ф.Тютчев «Весенние воды.» и др.
читаем и пересказываем: Л.Н.Толстой «Пришла веша.», К. Ущинский «Пчелки на
разведке», Э. Шим «Чем пахнет весна», В. Бирюков «Весенняя песня», И.
Сокодов-Никитов «Весна в лесу», «Как весна на север пришла», Г. Скребицкий «
Здравствуй солнце красное», Ю. Борков «Незванная гостья».
5. Сюжетно-ролевые
игры:
труд людей весной -«Садовник»,
6. Драматизация:
«Снегурочка», «Репка».
7. Наблюдения:
неживая природа (капель, оттепель, таяние льда на озере, сосульки, лужи, ручьи);
живая
природа
(почки,
листочки,
цветочки,
прилет
птиц,
пробуждение
насекомых);
труд людей в саду и огороде, на полях.
неживая природа (капель, оттепель, таяние льда на озере, сосульки, лужи, ручьи);
живая
природа
(почки,
листочки,
цветочки,
прилет
птиц,
пробуждение
насекомых);
труд людей в саду и огороде, на полях.
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
В этом блоке дети получают представление о многообразии природно климатических
явлений,
растительного
мира,
животного
мира,
различных
человеческих рас, обычаев, образов жизни, знакомятся с глобусом и картой,
разнообразием поверхности Земли и изображением еѐ на карте. Со старшими детьми
происходит также разговор о внутреннем строении Земли.
Примерный перечень занятий
1 .Космическое воспитание.
Земля на глобусе и карте;
почему у глобуса «белая шапка»?;
можно ли просверлить Землю насквозь?;
как появляются горы?;
климатические условия, животный и растительный мир на различных материках.
Земли.
2.Социальное воспитание.
3.Изодеятельность и ручной труд.
рисуем планету, реки, моря, горы, животных, растения, народы разных стран;
лепим природный ландшафт, глобус, и т.д.;
аппликация
карты
с
материками,
многообразие
быта
разных народов
мира(одежда, жилище и т.д.).
4. Развитие речи:
читаем и учим стихи: Е.Ефимовенко «Мудрые науки без наказания и
скуки»(стихи),
читаем и пересказываем: М.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут»,
справочная литература «Я познаю мир», энциклопедия "Что? Где? Когда?
Почему?»,атлас «Мир и человек» и т.д.
5. Сюжетно-ролевые игры.
«индейцы и ковбои», «путешествие по материкам».
6. Наблюдения.
наблюдения за сменой дня и ночи, наблюдение природы родного края.
АПРЕЛЬ
КОСМОС
При изучении блока «Космос» д ля нас важно, чтобы дети получили представление о
безграничности космических просторов, о зависимости Земли и нашей жизни на ней
от общих мифических законов, о существовании грозных сил Космоса и
необъятности и загадочности его
Все занятия этого блока проводятся по подгруппам: отдельно для старших и дай
младших детей. Многие занятия проводятся только для старших.
Примерный перечень занятий
1 .Космическое воспитание.
исследование космоса;
смена времени суток;
смена времѐн года;
строение Солнечной системы; « звѐздное небо.
2. Социальное воспитание.
3. Изодеятельность и ручной труд.
рисуем «Космос», ракеты, разное время суток, «времена года»; в лепим ракеты,
спутники, «модель Солнечной системы»; в аппликация «Моѐ зодиакальное
созвездие»;
4. Развитие речи.
читаем и учим стихи: С.Коган «Что бывает выше неба?», В.Орлов "Тимошкина
ракета»,
И.Никитин «Вечер ясен и тих...»; в читаем и пересказываем: К.Д.Уширский
«Четыре желания», «Утренние лучи»; "Малышам о звѐздах и планетах», "Легенды о
созвездиях», энциклопедия «Человек и вселенная».
5. Сюжетно-ролевые игры,
«лѐтчики-космонавты».
6. Наблюдения.
наблюдаем время суток, видимое движение Солнца по небосводу, признаки весны
(зимы, осени).
МАЙ
ЛЕТО
Данный блок рассматривается аналогично другим сезонным блокам. Лето - период
полного расцвета природы, а также большого труда человека в природе.