Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы.
XXI век – эпоха постоянных изменений в социальной, технической,
политической, экологической, научной сферах. Сегодняшним детям рано или поздно
придется столкнуться с миром, в котором все часто меняется. Этот фактор делает
необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на
протяжении всей жизни. Основное достоинство и ценность программы «Сообщество»
заключается в ее гуманистической направленности. Программа призвана
обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития
его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей,
самостоятельности и ответственности. Она, таким образом, в основном направлена на
социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка, что и порождает одну из
главных проблем на пути ее реализации.
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности.
Совместная деятельность проявляется в «проектах», которые выступают в
качестве конечного результата освоения какой – либо темы или двух-трех тем.
Проекты представляют собой воплощение совместного замысла детей и взрослых.
Обучение проходит через проектно - исследовательскую деятельность
детей,
применяется интегрированное планирование.
Адресат программы.
Программа
«Сообщество»
составлена
в
соответствии
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-20. Реализация данной программы
рассчитана на разновозрастную группу детей от 2 до 7 лет. Формой организации
обучения являются занятия в группах. Количество групп определяется из расчета
запросов родителей. Родители заключают договор с МДОБУ «ЦЦР – детский сад
«Надежда» на получение платных дополнительных образовательных услуг. Сроки
реализации программы: сентябрь 2024 г. – май 2025 г. (9 месяцев).
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: построение такого сообщества взрослых и детей, в котором
дети
приобретут
позитивные
личностные
качества
и
полезные
навыки
(инициативность, рефлективность, лидерство).
Задачи программы:
Воспитательные:
1.Воспитывать активного человека, способного реализовать себя в жизни.
2.Воспитывать вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к
окружающим.
3.Воспитывать нравственно – патриотические чувства.
Развивающие:
1. Способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребѐнка.
2. Развивать ребѐнка как субъекта определѐнных видов деятельности.
3. Развивать навыки самопрезентации.
Обучающие:
1. Учить планировать и организовывать свою деятельность и использовать
разные источники информации.
2. Повышать уровень развития ребѐнка ЗУН.
3. Формировать у детей готовность к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире.
1.3 Содержание программы.
Учебный план 2-3 лет
Название раздела, тема
Сентябрь.
« Лето - это красота».
« Земля наш дом родной»( день города)
Диагностика
Октябрь
Диагностика
« Мудрые люди» (день пожилого
человека)
«Богатство живой и неживой природы»
Ноябрь
« Солнечный луч» ( тепло, свет)
« Путешествие во время»
« Соседи России»
« Гиганты прошлого»
Декабрь
« Волшебница зима»
« Помощники Деда Мороза»
( необычные профессии)
« Новогодние чудеса»
Январь
Каникулы
« Волшебница – вода»
«Мусор нам не нужен – мы с природой
дружим»
Февраль
«В мире различных материалов»
(природные, рукотворные)
« Наша армия сильна»
« Традиции русского народа»
(масленица)
Март
« Самая лучшая мама на свете»
«Школа безопасности»
« Путешествие на планету здоровье»
Апрель
« Зѐрнышко»
« Тайна третьей планеты»( космос)
«Зелѐный мир вокруг нас»
Май
« День Победы»
Диагностика
« Что подарит лето нам»
итого
форма
аттестации/
контроля
количество часов
всего
теория
практика
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
1
2
2
2
2
проект
проект
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
2
2
2
проект
проект
проект
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
72
1
24
2
48
проект
Модуль «2-3»
Тема: « Лето – это красота».
Теория. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем
событиям.
Практика. Рисование «Какого цвета лето?»
Тема: «Земля наш дом родной» (день города)
Теория. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем
событиям.
Практика. Инсценировка сказки «Теремок»
Тема: «Мудрые люди» (день пожилого человека)
Теория. Формирование доброжелательного отношения к пожилым людям.
Практика. Театр «Би – ба – бо».
Тема: «Богатство живой и неживой природы»
Теория.
Развитие
у
ребенка
интереса
к
окружающему
Практика. Лепка «Ёжики» - коллективная работа.
Тема: «Солнечный луч» (тепло, свет)
Теория. Просмотр видео « В гостях у солнышка»
Практика. Конструирование «Домик для Солнышка».
Тема: «Путешествие во времени»
Теория. Формирование первичных представлений о пространстве и времени.
Практика. Дидактическая игра «Картинки-половинки».
Тема: « Соседи России»
Теория. Формирование первичных представлений о себе, других людях.
Практика. Игры-эксперименты.
Тема: « Гиганты прошлого».
Теория. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Практика. Ручной труд «Яйцо динозавра»
Тема: «Образ русской зимы».
Теория. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру
Практика. Коллективное панно «Зимний лес».
Тема: « Помощники Деда Мороза»
Теория. Развитие воображения и творческой активности;
Практика. Продуктивная деятельность.
Тема: «Новогодние чудеса».
миру
Теория. Формирование познавательного отношения к окружающей действительности.
Практика. Игры-эксперименты.
Тема: «Волшебница вода».
Теория.
Создание условий, способствующие развитию познавательной сферы
ребѐнка.
Практика. Сухой аквариум.
Тема: «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим».
Теория. М.ф « Уроки тѐтушки Совы».
Практика. Аппликация из ватных дисков.
Тема: «В мире различных материалов».
Теория. Развитие воображения и творческой активности;
Практика. « Превращение пуговки».
Тема: «Наша армия сильна».
Теория. Формирование первичных представлений.
Практика. Мастер – класс « Галстук в подарок папе».
Тема: Традиции и праздники русского народа (масленица).
Теория. Рассматривание куклы – масленицы.
Практика. Лепка « Блинчики».
Тема: «Самая лучшая мама на свете».
Теория. Чтение стихов о маме.
Практика. Коммуникативные игры.
Тема: «Школа безопасности».
Теория. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту.
Практика. Сюжетно – ролевая игра « Помощники».
Тема: «Путешествие на планету здоровье».
Теория. М.ф « Мойдодыр»
Практика. Развлечение « Весѐлые мячики».
Тема: «Зѐрнышко».
Теория. Показ сказки «Колобок».
Практика. Лепка «Колобок».
Тема: «Тайна третьей планеты»
Теория. Рассматривание глобуса.
Практика. Игры-эксперименты с песком.
Тема: «Зелѐный мир вокруг нас».
Теория. Развитие воображения и творческой активности;
Практика. Аппликация « Листочки».
Тема: «День Победы».
Теория. Воспитание у детей патриотизма.
Практика. Манипулятивные игры.
Тема: «Что подарит лето нам».
Теория. М.ф « Дед Мороз и лето».
Практика. Настольно – печатные игры.
Планируемые результаты детей 2-3 лет.
Личностные результаты:
Обучающийся будет эмоционально вовлечѐн в действия с предметами.
У обучающегося будет развито доброжелательное отношение к близким людям.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать значение бытовых предметов
(ложка, расчѐска) и уметь пользоваться ими.
Обучающийся приобретѐт интерес к сверстникам и подражание им.
Предметные результаты:
Обучающийся будет понимать речь взрослых, обращаться с вопросами и просьбами.
Обучающийся будет уметь в короткой игре воспроизводить действия взрослого
игровые замещения.
Обучающийся будет владеть навыками самообслуживания.
Учебный план 3-4 лет
количество часов
Название раздела, тема
Сентябрь.
« Лето - это красота».
« Земля наш дом родной»( день города)
Диагностика
Октябрь
Диагностика
« Мудрые люди» (день пожилого
человека)
«Богатство живой и неживой природы»
Ноябрь
« Солнечный луч» ( тепло, свет)
« Путешествие во время»
« Соседи России»
« Гиганты прошлого»
Декабрь
« Волшебница зима»
« Помощники Деда Мороза»
( необычные профессии)
форма
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
1
2
2
2
2
проект
проект
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
« Новогодние чудеса»
Январь
Каникулы
« Волшебница – вода»
«Мусор нам не нужен – мы с природой
дружим»
Февраль
«В мире различных материалов»
(природные, рукотворные)
« Наша армия сильна»
« Традиции русского народа»
(масленица)
Март
« Самая лучшая мама на свете»
«Школа безопасности»
« Путешествие на планету здоровье»
Апрель
« Зѐрнышко»
« Тайна третьей планеты»( космос)
«Зелѐный мир вокруг нас»
Май
« День Победы»
Диагностика
« Что подарит лето нам»
итого
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
2
2
2
проект
проект
проект
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
72
1
24
2
48
проект
«Модуль 3-4 года»
Тема: «Лето – это красота».
Теория. Закрепление о лете.
Практика. Создание коллективного панно.
Тема: «Земля –наш дом родной».
Теория. Формирование знаний об истории родного города.
Практика. Выход с детьми в музей.
Тема: «Мудрые люди».
Теория. Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.
Практика. Поэтический вечер.
Тема: «Богатство живой и неживой природы».
Теория. Изучение объектов живой и неживой природы.
Практика. Театральная постановка сказки.
Тема: «Солнечный луч».
Теория. Дать понятие о зависимости мира живой природы от тепла и света.
Практика. Викторина.
Тема: «Путешествие вовремя».
Теория. Ознакомление с понятием время.
Практика. Экскурсия.
Тема: «Соседи России».
Теория. Знакомство со странами, которые граничат с Россией.
Практика. Развлечение.
Тема: «Гиганты прошлого».
Теория. Формирование познавательного интереса к обитателям древней эпохи.
Практика. Макет.
Тема: «Образ русской зимы».
Теория. Формирование представлений о русской зиме.
Практика. Выставка –вернисаж.
Тема: «Помощники Деда Мороза».
Теория. Формирование знаний о профессиях.
Практика. Выставка работ.
Тема: «Новогодние чудеса».
Теория. Знакомство с традициями Нового года.
Практика. Развлечение «Зимние забавы».
Тема: «Волшебница – вода».
Теория. Опытно-исследовательская деятельность.
Практика. Цветной лед.
Тема: «Мусор нам не нужен- мы с природой».
Теория. Решение проблемных ситуаций «Лес в беде».
Практика. Поделки из бросового материала.
Тема: «В мире различных материалов.
Теория. Дидактические игры- формирование познавательных действий.
Практика. Ручной труд « Веселая проволочка».
Тема: «Наша Армия сильна».
Теория. Встреча с интересным человеком.
Практика. Подарок для папы.
Тема: «Масленица».
Теория. Знакомство с игрушками русского народа.
Практика. Коллективная работа « Разноцветный платок».
Тема: «Самая лучшая мама на свете».
Теория. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций.
Практика: коллективная работа «Ваза с цветами».
Тема: «Школа безопасности».
Теория. Решение проблемных ситуаций.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Тема: «Путешествие на планету здоровье».
Теория. Проектная деятельность «Здоровей-ка».
Практика. Оздоровительная физкультминутка. (комплекс массажных упражнений
мячиками СУДЖОК).
Тема: «Зернышко».
Теория. Рассматривание разных видов хлеба.
Практика. Досуг: «Колобок -румяный бок».
Тема: «Тайна третьей планеты».
Теория. Просмотр видеосюжетов, рассматривание иллюстраций.
Практика. Конструирование « Моя ракета».
Тема: «Зеленый мир вокруг нас».
Теория. Формирование представлений о деревьях и растениях, их пользе для
человека.
Практика. Аппликация способом отрыва «Деревья».
Тема: «День Победы».
Теория. Рассматривание иллюстраций военных профессий.
Практика. Сюжетно ролевая игра « Танкисты».
Тема: «Что подарит лето нам».
Теория. Наблюдение за живой природой.
Практика. Посадка цветов на участке.
Планируемые результаты детей 3 - 4 лет.
Личностные результаты:
Обучающийся будет осваивать способы взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в игре.
У обучающегося будет обогащаться представление о людях (внешнем виде).
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать и соблюдать элементарные правила поведения.
Обучающийся приобретѐт право иметь личные вещи.
Предметные результаты:
Обучающийся будет понимать смысловое чтение.
Обучающийся будет уметь объединять в группы.
Обучающийся будет владеть основами самоконтроля.
Учебный план 4-5 лет
Название раздела, тема
Сентябрь.
« Лето - это красота».
« Земля наш дом родной»( день города)
Диагностика
Октябрь
Диагностика
« Мудрые люди» (день пожилого
человека)
«Богатство живой и неживой природы»
Ноябрь
« Солнечный луч» ( тепло, свет)
« Путешествие во время»
« Соседи России»
« Гиганты прошлого»
Декабрь
« Волшебница зима»
« Помощники Деда Мороза»
( необычные профессии)
« Новогодние чудеса»
Январь
Каникулы
« Волшебница – вода»
«Мусор нам не нужен – мы с природой
дружим»
Февраль
«В мире различных материалов»
(природные, рукотворные)
« Наша армия сильна»
« Традиции русского народа»
(масленица)
Март
« Самая лучшая мама на свете»
«Школа безопасности»
« Путешествие на планету здоровье»
Апрель
« Зѐрнышко»
« Тайна третьей планеты»( космос)
«Зелѐный мир вокруг нас»
Май
« День Победы»
Диагностика
« Что подарит лето нам»
итого
форма
аттестации/
контроля
количество часов
всего
теория
практика
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
1
2
2
2
2
проект
проект
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
2
2
2
проект
проект
проект
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
72
1
24
2
48
проект
Модуль «4-5 лет»
Тема: «Лето — это красота».
Теория. Формирование первичных представлений об окружающем мире.
Практика. Коллективное панно.
Тема: « Земля наш дом родной» (день города).
Теория. Формирование первичных представлений о малой родине, и окружающих
людях.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема: «Мудрые люди» (день пожилого человека).
Теория. Встреча с пожилым человеком.
Практика. Поэтический вечер «Для вас…»
Тема: «Богатство живой и неживой природы».
Теория. Стимулирование любознательности, активности в познании окружающего
мира.
Практика. Наблюдения.
Тема: «Солнечный луч (тепло, свет).
Теория. Формирование практических, познавательных и мыслительных действий.
Практика. Выставка « Дары осени».
Тема: «Путешествие во времени».
Теория. Встреча с интересным человеком
Практика. Экскурсия в библиотеку.
Тема: «Соседи России».
Теория. Приобщение к социокультурным ценностям своего народа.
Практика. Конкурс рисунков «Мы соседи – мы друзья».
Тема: « Гиганты прошлого».
Теория. Дидактические (обучающие) игры.
Практика. Макет «Среда обитания»
Тема: « Образ русской зимы»
Теория. Презентация - ознакомление с миром природы.
Практика. Выставка – вернисаж « Зимний пейзаж в детских рисунках».
Тема: «Помощники Деда Мороза» (необычные профессии)
Теория. Чтение художественных произведений и беседа по прочитанному сюжету.
Практика. Мастер – класс « Гирлянда».
Тема: « Новогодние чудеса».
Теория. Стимулирование любознательности, активности в познании окружающего
мира, желания узнавать новое.
Практика. Развлечение « Зимние забавы».
Тема: ««Волшебница – вода».
Теория. Опытно – исследовательская деятельность, формирование познавательных,
практических и мыслительных действий.
Практика. Украшение цветными льдинками деревья.
Тема: «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» (загрязнение
окружающей среды).
Теория. Просмотр познавательного мультфильма « Уроки тѐтушки совы»
Практика. Мастер – класс « Волшебное превращение пластиковой бутылки».
Тема: « В мире различных материалов»( рукотворный мир).
Теория. Дидактические (обучающие) игры
– формирование познавательных
практических и мыслительных действий (умение обследовать, выделять главные
признаки, особенности, отличия, сопоставлять, группировать и т. д.)
Практика. Ручной труд « Чудо пуговки».
Тема: « Наша армия сильна».
Теория. Встреча с интересным человеком.
Практика. Зарница. Военно – спортивная игра.
Тема: Традиции и праздники русского народа (масленица).
Теория. Презентация - приобщение к социокультурным ценностям своего народа.
Практика. Развлечение «Широкая масленица».
Тема: « Самая лучшая мама на свете».
Теория. Чтение художественных произведений и беседа по прочитанному сюжету.
Практика. Аппликация «Открытка для мамочки».
Тема: «Школа безопасности».
Теория. Решение проблемных ситуаций.
Практика. Сюжетно – ролевая игра « Пожарные».
Тема: «Путешествие на планету здоровье».
Теория. Встреча с интересным человеком (врач)
Практика. Физкультурно – оздоровительный досуг « Спасибо зарядке – здоровье в
порядке».
Тема: « Зѐрнышко».
Теория. Экскурсия на пищеблок « Путешествие зѐрнышка»
Практика. Изготовление булочек.
Тема: «Тайна третьей планеты».
Теория. Просмотр видео « Космос»
Практика. Настольно – печатная игра « Путешествие на Луну».
Тема: «Зелѐный мир вокруг нас».
Теория. Формирование умений находить причинно-следственные связи в процессе
экспериментирования с предметами окружающего мира;
Практика. Опытно – исследовательская деятельность «Огород на окне»
Тема: « День Победы».
Теория. Просмотр серии видеофильмов « Они сражались за Родину»
Практика. Экскурсия к мемориалам ВОВ
Тема: «Что подарит лето нам».
Теория. Стимулирование любознательности, активности в познании окружающего
мира, желания узнавать новое;
Практика. Инсценировка сказки « Под грибом».
Планируемые результаты детей 4-5. лет.
Личностные результаты:
Обучающийся будет понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
У обучающегося будет расширяться представления об окружающем мире.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать правила и нормы культуры поведения и общения.
Обучающийся приобретѐт эмоциональную отзывчивость.
Предметные результаты:
Обучающийся будет понимать и подчиняться разным правилам и социальным
нормам.
Обучающийся будет уметь хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и
желания.
Обучающийся будет владеть развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности.
Учебный план 5-6 лет
Название раздела, тема
Сентябрь.
« Лето – это красота».
« Земля наш дом родной»( день города)
форма
аттестации/
контроля
количество часов
всего
теория
практика
3
3
1
1
2
2
проект
проект
Диагностика
Октябрь
Диагностика
« Мудрые люди» (день пожилого
человека)
«Богатство живой и неживой природы»
Ноябрь
« Солнечный луч» ( тепло, свет)
« Путешествие во время»
« Соседи России»
« Гиганты прошлого»
Декабрь
« Волшебница зима»
« Помощники Деда Мороза»
( необычные профессии)
« Новогодние чудеса»
Январь
Каникулы
« Волшебница – вода»
«Мусор нам не нужен – мы с природой
дружим»
Февраль
«В мире различных материалов»
(природные, рукотворные)
« Наша армия сильна»
« Традиции русского народа»
(масленица)
Март
« Самая лучшая мама на свете»
«Школа безопасности»
« Путешествие на планету здоровье»
Апрель
« Зѐрнышко»
« Тайна третьей планеты»( космос)
«Зелѐный мир вокруг нас»
Май
« День Победы»
Диагностика
« Что подарит лето нам»
итого
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
1
2
2
2
2
проект
проект
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
3
3
1
1
1
2
2
2
проект
проект
проект
3
3
1
1
2
2
проект
проект
3
1
2
проект
3
1
2
проект
3
72
1
24
2
48
проект
«Модуль 5-6».
Тема: «Лето –это красота».
Теория. Укрепление знаний о лете.
Практика. Экологическая викторина.
Тема: «Земля наш дом родной».
Теория. Формирование представлений об истории родного города.
Практика. Аппликация: «Город, котором я живу».
Тема: «Мудрые люди».
Теория. Формирование позитивного отношения к старшему поколению.
Практика. Мастер класс: «Умелый крючок».
Тема: «Богатство живой и неживой природы».
Теория. Обогащение знаний о природе планеты Земля.
Практика. Конструирование: «Изготовление барельефа с использованием природного
материала».
Тема: «Солнечный луч».
Теория. Познакомить со значением Солнца.
Практика. Оформление тематического альбома: «Солнце красное, прекрасное».
Тема: «Путешествие вовремя».
Теория. Формировать представления о времени во всей его объемности.
Практика. Математическая викторина.
Тема: «Соседи России».
Теория. Формирование знаний о странах, которые граничат с Россией.
Практика. Участие во всероссийском конкурсе рисунков.
Тема: «Гиганты прошлого».
Теория. Формирование представлений о динозаврах.
Практика. Лепка: «Страна динозаврия».
Тема: «Образ русской зимы».
Теория. Формирование целостной картины мира о зимних явлениях».
Практика. Исследовательская деятельность. Опыты со снегом.
Тема: «Помощники Деда Мороза».
Теория. Формирование знаний о необычных профессиях.
Практика. Конструирование из природного материала: «Новогодние игрушки».
Тема: «Новогодние Чудеса».
Теория. Знакомить с обычаями и традициями Нового Года.
Практика. Участие в новогоднем детском конкурсе поделок.
Тема: «Волшебница-вода».
Теория. Формирование бережного отношения к воде.
Практика. Опыты: «Вода нужна всем».
Тема: «Мусор нам не нужен- мы с природой дружим».
Теория. Формирование знаний о экологической культуре.
Практика. Изготовление поделок из бросового материала. «Новая жизнь ненужных
вещей»
Тема: «В мире различных материалов».
Теория. Ознакомление с предметами рукотворного мира.
Практика. Ручной труд: «Я мастер».
Тема: «Наша Армия сильна».
Теория. Формирование представлений о российской Армии.
Практика. Развлечение с участием пап.
Тема: «Масленица».
Теория. Расширение представлений о русском обрядовом празднике.
Практика. Выставка рисунков: «Масленица».
Тема: «Самая лучшая мама на свете».
Теория. Формирование уважительного отношения к маме.
Практика. Открытка для мамы.
Тема: «Школа безопасности».
Теория. Формирование знаний по ОБЖ.
Практика. Просмотр видеофильмов.
Тема: «Путешествие на планету здоровья».
Теория. Формирования понимания необходимости заботиться о своем здоровье.
Практика. Спортивное мероприятие.
Тема: «Зернышко».
Теория. Расширение знаний о значении хлеба в жизни человека.
Практика. Экскурсия в пекарню.
Тема: «Тайна третьей планеты».
Теория. Формирование знаний о космосе и о первом человеке. Полетевшем в космос.
Практика. Лепка. Космические планеты.
Тема: «Зеленый мир вокруг нас».
Теория. Развитие познавательного интереса ко всему живому.
Практика. Целевая прогулка по территории детского сада.
Тема: «День Победы».
Теория. Ознакомление с героических подвигов русского народа в ВОВ.
Практика. Досуг «Аллея памяти».
Тема: «Что подарит нам лето».
Теория. Расширение представлений о лете.
Практика. Коллективное панно: «Цветы».
Планируемые результаты детей 5 -6 лет.
Личностные результаты:
Обучающийся будет иметь представление о себе, своѐм организме.
У обучающегося будет развит самоконтроль над своими действиями.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать и применять основные методы познания (анализ, синтез)
Обучающийся приобретѐт способность управлять своим поведением и планировать
свои действия.
Предметные результаты:
Обучающийся будет понимать эмоциональное состояние взрослых и других детей.
Обучающийся будет уметь высказывать своѐ мнение.
Обучающийся будет владеть и проявлять интерес к игровому экспериментированию.
Учебный план 6-7 лет
количество часов
Название раздела, тема
Сентябрь.
« Лето - это красота».
« Земля наш дом родной»( день города)
Диагностика
Октябрь
Диагностика
« Мудрые люди» (день пожилого
человека)
«Богатство живой и неживой природы»
Ноябрь
« Солнечный луч» ( тепло, свет)
« Путешествие во время»
« Соседи России»
« Гиганты прошлого»
Декабрь
« Волшебница зима»
« Помощники Деда Мороза»
( необычные профессии)
« Новогодние чудеса»
Январь
Каникулы
« Волшебница – вода»
«Мусор нам не нужен – мы с природой
дружим»
Февраль
«В мире различных материалов»
(природные, рукотворные)
« Наша армия сильна»
« Традиции русского народа»
(масленица)
Март
« Самая лучшая мама на свете»
«Школа безопасности»
форма
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
6
6
2
2
4
4
проект
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
6
6
6
2
2
2
2
4
4
4
4
проект
проект
проект
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
6
2
2
4
4
проект
проект
« Путешествие на планету здоровье»
Апрель
« Зѐрнышко»
« Тайна третьей планеты»( космос)
«Зелѐный мир вокруг нас»
Май
« День Победы»
Диагностика
« Что подарит лето нам»
итого
6
2
4
проект
6
6
2
2
4
4
проект
проект
6
2
4
проект
6
2
4
проект
6
144
2
48
4
96
проект
Модуль «6 – 7».
Тема: «Лето в яркие краски одето».
Теория. Повышение эмоционально – положительного настроя с помощью
организации тематических дней.
Практика. «Мастерская опытов».
Тема: «Мой любимый город» (день города).
Теория. Формирование позитивного. уважительного отношению к родному городу».
Практика. Фотовыставка «Я люблю свой город».
Тема: «Мудрые люди» (день пожилого человека).
Теория. Встреча с людьми старшего поколения.
Практика. Мастер – класс (дедушка – «всеведушка»)
Тема: «Богатство живой и неживой природы».
Теория. Обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Практика. Заполнение буклета.
Тема: «Солнечный луч» (тепло свет).
Теория. Повышение знаний у детей о Солнце, как об источнике жизни на планете
земля.
Практика. Экскурсия в планетарий.
Тема: «Путешествие вовремя».
Теория. Ознакомление детей с историей возникновения часов, календарей.
Практика. Математический КВН
Тема: «Соседи России».
Теория. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о культуре, традициях
и обычаях народов России и соседних стран.
Практика. Викторина что? Где? Когда?
Тема: «Гиганты прошлого».
Теория. Обобщить и систематизировать у детей представления о жизни динозавров и
причине их исчезновения.
Практика. Изготовление книги «Эпоха динозавров».
Тема: «Образ русской зимы в живописи и литературе».
Теория. Развитие творческих способностей через знакомство с живописью и
художественной литературой.
Практика. Конкурс рассказов о зиме «Зимние краски».
Тема: «Помощники Деда Мороза» (необычные профессии).
Теория. Сформировать у детей понятие о Дедушке Морозе, как о живом человеке, а
не сказочном, выдуманном герое.
Практика. Написание писем Деду Морозу.
Тема: «Новогодние чудеса».
Теория. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения.
Практика. Украшение новогодними вытынанками окон группы.
Тема: Волшебница вода».
Теория. Систематизировать и расширять представления о свойствах воды.
Практика. Моделирование «Круговорот воды в природе».
Тема: «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим».
Теория. Вступление в ряды «Эколят –защитников природы».
Практика. Участие во всероссийском конкурсе рисунка « Эколята – дошколята».
Тема: «В мире различных материалов» .
Теория. Встреча с интересным человеком (столяр – плотник, резчик по камню).
Практика. Изготовление поделок «Удивительные поделки из разных материалов».
Тема: «Наша армия сильна».
Теория. Формирование у детей патриотических чувств в познании исторических
фактов.
Практика. Фотовыставка и оформление газеты «Наши папы – защитники».
Тема: «Традиции и праздники русского народа» (масленица).
Теория. ЧХЛ, рассматривание репродукций народных гуляний, просмотр слайдов,
мультфильмов о Масленице.
Практика. Изготовление куколки (оберег) Масленицы.
Тема: «Самая лучшая мама на свете».
Теория. Встреча с мамами разных профессий.
Практика. Поэтический вечер «Для вас любимые».
Тема: «Школа безопасности».
Теория. Видеофильм «Уроки безопасности».
Практика. Квест – игра.
Тема: «Путешествие на планету здоровье».
Теория. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о ЗОЖ.
Практика. Инсценировка сказки о ЗОЖ «Теремок».
Тема: «Зѐрнышко».
Теория. Опытно – экспериментальная деятельность.
Практика. Замешивание теста, выпечка.
Тема: «Тайна третьей планеты.
Теория. Посещение библиотеки.
Практика. Игра – викторина «Таинственный космос».
Тема: «Зелѐный мир вокруг нас».
Теория. Формирование у дошкольников начал экологической культуры.
Практика. Создание гербария «зелѐная аптека».
Тема: «День Победы».
Теория. Воспитание патриотизма (посещение музея).
Практика. Конкурс чтецов.
Тема: «Что подарит лето нам».
Теория. Развитие познавательного интереса.
Практика. Физкультурно – оздоровительный праздник.
Планируемые результаты детей 6-7 лет.
Личностные результаты:
Обучающийся будет положительно относиться к окружающим детям и взрослым
независимо от социального происхождения.
У обучающегося будет сформированы чувства собственного достоинства, осознание
своего права и свободы.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать средства общения и способы взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Обучающийся приобретѐт навыки самостоятельной, познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся будет понимать и осваивать первоначальное чтение.
Обучающийся будет уметь первоначальное письмо.
Обучающийся будет владеть элементарными математическими представлениями.
Раздел № 2. Организационно – педагогические условия.
2.1 Условия реализации программы.
1. Материально – техническое обеспечение.
Обучение проходит в светлом и просторном помещение. Все пространство
группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых
зависят от возрастной группы: центр литературы, центр изобразительного творчества,
центр сюжетно-ролевой игры, центр науки и природы, центр настольных игр и
математики, центр строительства, спортивный центр, центр песка и воды, центр
кулинарии. Столы и стулья соответствуют росту детей. В кабинете имеется шкаф для
хранения дидактических материалов и пособий, специальной и научно – популярной
литературы для педагогов и обучающихся. Доска расположена на уровне глаз
обучающихся.
2. Учебно – методическое и информационное обеспечение.
В ходе реализации программы обучение проводится индивидуально и
фронтально. Используются методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Программа составлена в соответствии с:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012
№273-ФЗ;
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, МО и науки Российской Федерации, 17.10.2013 №1155;
•
«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20»);
•
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
•
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки
России от 11.12.2006г.№06-1844.
Материально-техническое обеспечение:
столы исследований (песок, вода);
палочки «Кюизинера»;
манипулятивные материалы;
блоки Дьенеша;
наборы цифр и знаков;
тетради в крупную клетку;
простые карандаши;
цветные карандаши;
альбомы;
материал и инвентарь для художественно-ручного труда;
детская литература, иллюстрации, картинки;
прописи.
Технические средства обучения:
аудиозаписи музыкальных произведений;
слайдовые презентации.
2.2 Оценочные материалы и формы диагностики.
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки
используются следующие виды и формы контроля:
1.
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При
его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая
беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
2.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела
и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются
следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки -задания и
выполнение работы по предложенным схемам). Данный вид контроля также
предусматривает участие в конкурсах и выставках рисунков детей.
3.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за
время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы,
включающей выполнение рисунка по предложенной теме и творческую работу по
собственному выбору и эскизам. К формам данного контроля относятся: открытое
занятие для родителей, презентация творческих работ, самоанализ.
2.3 Методические материалы
Методы обучения:
1.
Словесный: объяснение нового материала; обзорный рассказ для раскрытия
новой темы; беседы с обучающимися в процессе изучения темы.
2.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий,
презентаций по теме.
3.
Практический: индивидуальная и совместная продуктивная деятельность,
выполнение обучающимися определенных заданий, решение задач.
4.
Интерактивный: создание специальных заданий, моделирующих реальную
жизненную ситуацию, из которой обучающимся предлагается найти выход.
Технологии обучения:
1.
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые
знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для
решения жизненных задач.
2.
Технология
«сочетательный
коллективного
диалог»,
взаимообучения
«коллективный
(«организованный
способ
обучения
диалог»,
(КСО),
«работа
обучающихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у
обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
3.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаѐтся при
помощи игровых приѐмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к
деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими обучающимися. Приучает к коллективным действиям,
принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические
навыки, развивает воображение.
4.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием
снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
5.
Проектная
технология
предлагает
практические
творческие
задания,
требующие от обучающихся их применение для решения проблемных заданий,
знания
материала
на
данный
исторический
этап.
Овладевая
культурой
проектирования, дошкольник приучается творчески мыслить, прогнозировать
возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
6.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий
потенциал
обучающихся;
способствует
развитию
логики,
внимания,
речи,
повышению качества знаний; формированию умения пользоваться информацией,
выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации, программным обеспечением, специальными программами и т.д.
Список литературы.
Зебзеева В. А. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и
экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования» М., 2009.
Князева О. Л. «Учебно-методическое пособие по реализации программы
«Сообщество» в российских детских садах». - М., 1999.
Комплексная программа "СООБЩЕСТВО" авторы программы Хансен К.А.,
Уолш К.Б., Кауфман Р.К. / под ред. П.Г. Нежнова. - М.: Институт "Открытое
общество", 1999.
Сыпченко Е. А. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов
в ДОУ». – СПб, 2012. – 96 с.
Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ Российской
Федерации МО РФ от 24.04.95.
Интернет-ресурсы:
Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" Конспекты занятий,
сценарии, статьи, различные приложения http://festival.1september.ru/
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Здесь и
методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с
родителями,
проведение
праздников,
конспекты
занятий.
http://doshvozrast.ru/index.htm
Всѐ
для
детского
сада.
Сайт
работников
дошкольного
образования.
Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей,
дидактические
игры,
основы
безопасности
и
т.
д.
http://www.moi -
detsad.ru/sertificat.html
Журнал "Детский сад будущего" Журнал включает: опыт педагогов,
педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных
учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по
взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными
партнѐрами ДОУ; разъяснение теоретических основ проектного обучения и
воспитания с позиций практиков; новые идеи и интересные находки Ваших
коллег http://www.gallery-projects.com
Журнал
"Воспитатель
ДОУ"
это
принципиально
новый
журнал
для
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ; ценнейший опыт лучших ДОУ; четкая структура,
построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь); не
только проверенные временем и новейшие методические рекомендации,
разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию
личности воспитателя и ребенка. http://doshkolnik.ru
Журнал
"Современный
детский
сад"
упорядочивает
и
тематически
систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное
развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав
редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров,
контактные данные. http://www.det -sad.com/sovremenni_det_sad
Журнал "Обруч" - иллюстрированный научно-популярный журнал для
руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов,
учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные
теоретические,
методические,
практические
материалы,
опыт
работы
дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии,
методики
воспитания
и
обучения,
созданию
развивающей
среды.
http://www.obruch.ru/
Журнал "Детский сад от А до Я" научно -методический журнал для педагогов,
родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала
обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и
перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности
детских образовательных учреждений http://detsad -journal.narod.ru/