Раздел № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Начало обучения в школе – один из сложных и ответственных
моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.
Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты,
новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все
подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Адаптация ребенка к
школе – процесс длительный, связанный со значительным напряжением всех
сил организма. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог
успешного обучения детей в школе.
Работа кружка «Дошколенок» отвечает интересам семьи, интересам
самого ребенка и интересам школы. Такая подготовительная работа
способствует быстрейшему формированию у детей желания учиться,
поверить в свои силы и личностную значимость. Впоследствии, дети первых
классов быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям школьного
обучения.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень освоения: стартовый.
Программа определяет знания и умения, которыми должен овладеть каждый
ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации
к школьному обучению. В ней выделяются три раздела, отражающих
основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
«Изучаем грамоту», «Занимательное письмо», «Знакомство с математикой».
В программе «Дошколенок» игровые задания используются
на
занятиях по всем указанным разделам программы. Опираясь на известное
положение
психологии
об
особом
значении
игровой
деятельности,
программа составлена для интеллектуального развития дошкольника и
становления качеств личности, которые способствуют развитию у детей
предпосылок
к
учебной
деятельности.
Реализация
такого
подхода
удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре. Это особенно
2
важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения
способствует более легкому усвоению программного материала.
Адресат программы: воспитанники МДОБУ «Центр развития ребенка
детский сад «Надежда» г. Дальнегорска от 6 до 8 лет
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в рамках оказания платных дополнительных
образовательных услуг. Форма организации детского коллектива – кружок. В
кружковые группы предусмотрен свободный набор детей соответствующего
возраста. Зачисление детей осуществляется на основе заявления родителей
(законных представителей ребенка) в группы без отбора и предъявления
требований к наличию специальных умений у детей (при условии наличия
свободных мест в группах).
Срок реализации программы – 1 год
Объем программы – 108 часов
Количество занятий в неделю – 3
Количество учебных часов - 3
Учебная нагрузка (в неделю) 1 академический час
Продолжительность академического часа – 30 минут
Количество человек в группе – от 10 до 35
Форма организации - групповая
Форма обучения - очная
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование готовности детей МДОБУ «ЦРР – детский
сад «Надежда» к школьному обучению через адаптацию систематического
обучения.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Укреплять и развивать эмоционально - положительное отношение
ребенка к школе, желание учиться.
3
2. Воспитать
культуру
общения,
эмоциональную
отзывчивость
и
доброжелательность к людям.
Развивающие:
1. Развивать
память,
восприятие,
мышление,
внимание,
наблюдательность, творческое воображение.
2. Развивать у детей стремление к школьному обучению, интереса к
школе, новой социальной позиции школьника.
3. Развивать детскую самостоятельность и инициативу.
4. Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности
детей.
Образовательные:
1. Формировать базовые математические умения и навыки.
2. Обучать чтению и подготовки руки ребенка к письму.
3. Приобретать и расширять знания об окружающем мире, природе и
социальной среде.
4. Освоить ряд средств художественной выразительности.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
название раздела, темы
1
1.1
Грамота
Понятия «слово»,
«предложение»
Буквы
Рассказ
Занимательное письмо
Линии
Ориентировка на листе
бумаги
Печатные буквы
Математика
Состав числа из двух
меньших
Математические знаки
Примеры
Арифметические задачи
Временные ориентиры
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
количество часов
теория
практика
всего
формы
аттестации/
контроля
36
2
6
2
30
32
2
36
3
10
3
1
6
1
2
29
1
30
2
8
Игра
Наблюдения
23
36
10
3
10
2
20
26
8
Игра
3
4
8
3
1
1
2
1
2
3
6
2
Игра
Игра
Игра
Игра
4
Наблюдения
Игра
Игра
Игра
3.6
3.7
Условная мера
Десятки
Итого:
3
5
108
1
2
22
2
3
86
Игра
Игра
Содержание учебного плана.
1.
Раздел: Грамота
1.1
Тема: Слово, предложение
Теория Понятие «Слово», «Предложение»
1.2 Тема: Буквы
Теория Звуки речи, образы букв
Практика Плавное соединение буквы в слоги, слоги в слова, слова в
предложения
Тема: Рассказ
1.3
Теория Структура составления рассказов
Практика Игра «Похвали любимое место»
2.
Раздел: Занимательное письмо
2.1
Тема: Линии
Теория Фиксация внимания на правильном движении и основном
требовании – линии должны быть равными друг другу
Практика Игра «Следопыты».
2.2
Тема: Ориентировка на листе бумаги
Теория Правила движения руки в определенном направлении
Практика Игра «Следопыты»
2.3
Тема: Печатные буквы
Теория Образ буквы
Практика Игра «На какой предмет похоже»
3.
Раздел: Математика
3.1 Тема: Состав числа из двух меньших
Теория. Разложение числа на два меньших и сложение из двух меньших
Практика. Игра «Числовые домики»
3.2 Тема: Математические знаки
5
Теория. Математические знаки
Практика. Игра «Путешествие с математическими знаками»
3.3 Тема: Примеры
Теория. Пример
Практика. Игра «Найди ответ»
3.4 Тема: Арифметические задачи
Теория. Арифметическая задача
Практика. Игра «Сколько стало?»
3.5 Тема: Временные ориентиры
Теория. Понятие «время».
Практика. Игра «Путешествие во времени»
3.6 Тема: Условная мера
Теория. Условная мера
Практика: Игра «Самый точный»
3.7 Тема: Десятки
Теория. Второй десяток и счет до ста
Практика. Игра «Гиганты»
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будет:
1.
Развито желание учиться и стать школьником, рассматривая это как
новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости.
Обучающийся будет:
1.
Положительно
относиться
к
окружающим
детям
и
взрослым
независимо от социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будут:
1. Развиты психические процессы и когнитивные способности.
6
Обучающийся будет:
1.
Заинтересован
в
учении
и
совершенствовании
собственной
компетенции в разных областях деятельности.
2.
Инициативен,
способный
предложить
собственное
решение
и
воплотить его в своей деятельности.
3.
Познавательно активный, способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
Предметные результаты:
Обучающийся будет:
1.
Владеть
умением
решать
простые
арифметические
задачи,
ориентироваться на листе бумаги.
2.
Иметь выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком,
определять место звука в слове, плавно читать по слогам.
3.
Обладать элементарными представлениями из области живой природы
и естествознания.
У обучающегося будет:
1.
Развита способность к изобразительной деятельности.
Раздел № 2ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
2.1 Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Обучение проходит в отдельном кабинете.
Материально-техническое оснащение: проектор, экран, ноутбук, шкаф
для хранения дидактических материалов и пособий, детские столы и стулья,
демонстрационное оборудование, доска для маркера.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Наборы цифр и знаков, тетради в крупную клетку, простые карандаши,
цветные карандаши, альбомы, материал и инвентарь для художественноручного труда, детская литература, иллюстрации, картинки, прописи,
аудиозаписи музыкальных произведений, слайдовые презентации.
7
Интернет-ресурсы
1. Речевое
развитие
[Электронный
ресурс]
URL:
https://detstvo-
press.ru/catalog/po-programmam/1-programmnoe-obespechenie-vospitatelnoobrazovatelnogo-protsessa-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do/1-2-partsialnyeprogrammy/1-2-5-partsialnaya-programma-obuchenie-gramote-deteydoshkolnogo-vozrasta-i-metodicheskiy-komplekt-k1/УТ000002015/
(дата
обращения: 08.06.2024 г.).
2. Формирование
[Электронный
элементарных
ресурс]
URL:
математических
представлений
https://www.sima-land.ru/1248182/rabochaya(дата
tetrad-dlya-detey-6-7-let-ya-schitayu-do-dvadcati-kolesnikova-e-v/
обращения: 20.05.2024).
3. Познавательное
развитие
[Электронный
ресурс]
URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/06/rabochaya-tetrad-popoznavatelnomu-razvitiyu-dlya-detey-6-7-let (дата обращения: 15.05.2024).
4. Социально – коммуникативное развитие [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/24/metodicheskoeposobie-kommunikativnye-igry-s-detmi (дата обращения: 23.05.2022)
Список литературы для педагога:
1.
Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».СПб.:
Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2021 г.-256с.
2.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7лет.
Метод. пособие к
рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд., перераб. и доп. – М:
Творческий центр «Сфера», 2021 г.-96с. (Математические ступеньки).
3.
Краснощекова Н.В. «Готовимся к школе. Подготовка руки к письму,
счет, чтение, развитие речи и коммуникативных навыков» - изд. «Феникс»,
2022 г.
4.
Гризик
Т.И.
«Обучение грамоте детей
6
лет»,
методическое
руководство к программе «Радуга» - изд.«Просвещение», 2022 г
8
5.
Гризик Т.И. «Учимся, играя», серия «Скоро в школу», изд.
«Просвещение», 2022 г.
Нормативно-правовая база.
1.
Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
27.07.2022 № 629
2.
СП
2.4.3648-20
организациям воспитания и обучения»
3.
Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции от 07.10.2022)
4.
Постановление Правительства РФ от
15.09.2020г. №1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
5.
Устав МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Надежда» г.
Дальнегорска.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
При реализации Программы с целью определения уровня и качества
освоения
воспитанниками
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы проводятся в контроль и промежуточная
аттестация.
Формы контроля:
1.
Вводный
контроль дает
информацию
об
уровне
подготовки
обучающихся. При его проведении используются такие формы, как
собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний,
навыков и умений.
2.
Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения
темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям.
Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа
(карточки-задания и выполнение работы по предложенным схемам). Данный
9
вид аттестации также предусматривает участие в конкурсах и выставках
рисунков детей.
3.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме
показателей
за
время
обучения
в
объединении
и
предусматривает
выполнение комплексной работы, включающей выполнение рисунка по
предложенной теме и творческую работу по собственному выбору и
эскизам. К формам данного контроля относятся: открытое занятие для
родителей, презентация творческих работ, самоанализ.
4.
Педагогическое наблюдение – форма контроля, которая показывает
уровень усвоения материала в обучении ребенка в то время, когда он
работает или играет (один или вместе с другими детьми).
5.
Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических
игр, викторин, опросов.
Форма фиксации и отслеживания результатов: диагностическая карта, табель
посещаемости.
2.3 Методические материалы
В ходе реализации программы обучение проводится индивидуально и
фронтально.
Алгоритм учебного занятия:
1.
организационный этап – создание эмоционального настроя;
2.
практический этап – подача новой информации на основе имеющихся
данных. Задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей. Отработка полученных навыков на практике. Динамическая
пауза;
3.
рефлексивный этап – обобщение, подведение итогов.
Используются методы и приемы:
1.
Словесный: объяснение нового материала; обзорный рассказ для
раскрытия новой темы; беседы с обучающимися в процессе изучения темы.
2.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных
пособий, презентаций по теме.
10
3.
Практический:
индивидуальная
и
совместная
продуктивная
деятельность, выполнение обучающимися определенных заданий, решение
задач.
4.
Интерактивный:
создание
специальных
заданий,
моделирующих
реальную жизненную ситуацию, из которой обучающимся предлагается
найти выход.
Технологии обучения:
1.
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются
готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой
они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные
знания и умения для решения жизненных задач.
2.
Технология коллективного взаимообучения: «организованный диалог»,
«сочетательный диалог», «коллективный способ обучения» (КСО), «работа
обучающихся в парах сменного состава» позволяет плодотворно развивать у
обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
3.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе
создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих
способностей, продуктивному сотрудничеству с другими обучающимися.
Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и
подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
4.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым
условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
5.
Проектная технология предлагает практические творческие задания,
требующие от обучающихся их применение для решения проблемных
заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая
культурой проектирования, дошкольник приучается творчески мыслить,
прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
6.
Информационно-коммуникационные
технологии
творческий потенциал обучающихся; способствует
11
активизируют
развитию логики,
внимания, речи, повышению качества знаний; формированию умения
пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия
решения,
работать
со
всеми
видами
информации,
программным
обеспечением, специальными программами и т.д.
2.4 Календарный учебный график
этапы образовательного процесса
продолжительность учебного года, неделя
количество учебных дней
продолжительность учебных
1 полугодие
периодов
2 полугодие
возраст детей
продолжительность занятия, час
режим занятия
годовая учебная нагрузка, час
учебный год
36
108
02.09.2024 – 26.12.2024
09.01.2025 – 29.05.2025
6-8
1
3 раза в неделю
108
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
2
3
4
5
6
Наименование
мероприятия
«Здравствуй, детский сад!»
Викторина «День осени»
Праздник «День Матери»
«Новогодний карнавал»
«Ох уж эти колядки»
Викторина
«Вперед,
мальчишки!»
Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
7
Викторина «Дамы, вперед!»
8
Викторина
«Давайте
посмеемся!»
Апрель
День открытых дверей
Май
9
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
Ответственный
1
воспитатели
1
воспитатели
1
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1
Нищева Н.В. «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №1 и№2». СПб.: ООО «Издательство Санкт-Петербург, ДетствоПресс» 2022 г.- 32 с., цв. ил.
12
2
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7лет. Рабочая тетрадь «Я
считаю до двадцати». М.: Творческий центр «Сфера», 2021 г. -64с, цв. ил.
(Математические ступеньки).
3
Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Рабочая
тетрадь «Я решаю арифметические задачи» М.: Творческий центр «Сфера»,
2022 г.- 32с. цв. ил. (Математические ступеньки).
4
Овечкина А.Н., Школа «АБВГДейка» - М.; Школьная пресса, 2022 г.
5
Захарова Ю.А. «Пропись – штриховка», изд. Детство – пресс, 2021 г.
13
14