Советы учителя - логопеда.

30.11.2022

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.  При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

         У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

     В нашем  ДОУ на логопедическом сопровождении в  2020-2021 учебном году  находится 16 человек  разного возраста и с разными речевыми нарушениями.  В каждой возрастной группе для коррекции речевых нарушений  перед педагогами стоят определенные образовательные  задачи:

     Средний возраст:

1.      Развитие мелкой моторики.

2.      Формирование артикуляционной  моторики.

3.      Формирование правильного речевого дыхания.

       По словам В.А. Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

            В нашем образовательном учреждении работа по формированию мелкой моторики на логопедических занятиях проводится динамично, в игровой форме. Работа проводится  с СУ-ДЖОК массажерами и пружинками, камешками Марблс, разнообразными  шнуровками, разновеликими бусинами, прищепками, «колючими ковриками»,  шнурками и веревочками «волшебный узелок».

 Что такое речевое дыхание и зачем его развивать?

Речевое дыхание это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Правильное  речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи.

Речевое дыхания на занятиях формируются при помощи дыхательной гимнастики, которая проводится в игровой форме с использованием тренажеров, воздушных шаров, губных гармошек, специально подобранных игр («Помоги бабочке взлететь», «Прожорливые фрукты», «Снегопад»), разнообразные султанчики.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

 Она помогает отработать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения. Поскольку связная речь — это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения.  Гимнастика  подбирается в соответствие с речевым дефектом, проводится в интересной игровой форме. Используются разнообразные занимательные карточки, игры, компьютерные презентации. При проведении артикуляционной гимнастики  обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, регулируется время и интенсивность проведения гимнастики.

     В старшей возрастной группе основные коррекционные  задачи:

1. Постановка звуков.

2. Автоматизация звуков.

3.Формирование звукового анализа.

            Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Хочу такой сайт

Автоматизация звуков самый длительный процесс в коррекции звукопроизношения, именно в этот период очень важна коллективная работа педагогов и родителей. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи закрепляется новый правильный звук. Для автоматизации звуков используются разнообразные дидактические, печатные игры, игры с мячом и кубиками, компьютерные презентации.

Звуковой анализ — это разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова-звуки).

Для чего же необходимо у ребят формировать звуковой анализ? Для разработки фонематического слуха, т.е. умения четко различать звучащие звуки в слове, определять их последовательность, еще и потому, что при обучении как письму, так и чтению, исходным процессом  является звуковой анализ. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут  писать с ошибками. Звуковой анализ  в старшей группе  формируется при помощи игровых упражнений, дидактических игр, разнообразных карточек,  печатных игр, используется методика работы с камешками Марблс.

            В подготовительной к школе  группе основными образовательными задачами являются:

1.Продолжение автоматизации звуков в самостоятельной речи.

2.Развитие звукового  анализа и синтеза.

3.Развитие связной речи. 

Синтез - это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Звуковой  синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово-значит по сочетанию отдельных  букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили «живое» слово. Формируется синтез на подгрупповых занятиях  с помощью игр «Повтори слово», «Закончи слово», «Звуки разбежались», «Старуха-забияка», «Баба Яга спрятала буквы», «Помоги Незнайке», различные ребусы и другие материалы и пособия. 

Что такое связная речь? Связная речь - развернутое, логически выдержанное, грамотное последовательное изложение своих мыслей.

 Главная функция связной речи - социальная. Для ребенка важно: 

Ø  устанавливать коммуникативные связи;

Ø  грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;

Ø  научится регулировать и контролировать поведение.

Одним из условий формирования  связной речи является социально-культурная среда. На логопедических занятиях для развития связной речи используются разнообразные приемы и методы, например: для пересказа текста используется мнемотехника, инсценировка, пантомима, пересказ в лицах, при составлении рассказов по картинкам подбираются яркие картинки, с понятными сюжетами с развивающимся действием.

Нарушение звукопроизношения требует оказание ребенку специальной помощи. И от ее своевременности и совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2021

Дата обновления: 30.11.2022

Дата публикации: 30.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».