Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Надежда" г. Дальнегорска
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного
бюджетного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Надежда» г.
Дальнегорска (далее ОП ДО) составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС
ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП
ДО), с учетом особенностей муниципального дошкольного образовательного
бюджетного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Надежда» г.
Дальнегорска (далее ДОУ), региона и муниципалитета, образовательных
потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
ОП
ДО является нормативно-управленческим документом, определяющим целевую,
содержательную и организационную составляющие образовательного процесса. ОП ДО
разработана в соответствии c:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (зарегистрировано Минюстом Российской
Федерации 2.11.2022г. регистрационный №
70809) (в редакции от 29.12.2022г.);
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный №
70809);
- Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года № 1155 ФЗ (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации
14.11.2013 г. регистрационный № 30384) (в редакции от 21.01.2019г.);
- Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022, регистрационный №
71847));
-
Конвенция
о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в
силу для СССР 15.09.1990);
-
Федеральный
закон от 24.12.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(ред. от 14.07.2022);
-
Приказ
Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован
31.08.2020 № 59599);
- Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г., утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Санитарными
правилами СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом
ДОУ.
ОП
ДО отражает современный культурно-исторический этап развития российского
общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- обучение
и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
- создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на
приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей
от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Программа обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности и
отвечает образовательному запросу социума.
Программа реализуется на государственном языке
Российской Федерации – русском.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных
практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом
приоритетных направлений, климатических особенностей. Объем обязательной части
Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание: ‒задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. ‒вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; ‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; ‒ способов поддержки детской инициативы; ‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; ‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы включает описание: ‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; ‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); 4 ‒ материально-техническое обеспечение Программы; ‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.